Вокзал• Транспорт » Общественный транспорт » Вокзал для троих: зачем
Китаю• Китайская Народная Республика (КНР),
Киргизии• Кыргызстан и
Узбекистану• Узбекистан новая железная дорога• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги
Вокзал• Транспорт » Общественный транспорт » Вокзал для троих: зачем Китаю• Китайская Народная Республика (КНР), Киргизии• Кыргызстан и Узбекистану• Узбекистан новая железная дорога• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги
Автор - Известия Сегодня, 05:45
Китай• Китайская Народная Республика (КНР), Киргизия• Кыргызстан и Узбекистан• Узбекистан заключили соглашение о строительстве• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство новой
железной дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги, киргизский парламент• Кыргызстан » Государственное устройство Киргизии » Парламент Кыргызской Республики
• Государство » Государственное устройство Киргизии » Парламент Кыргызской Республики
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Жо » Парламент Кыргызской Республики уже ратифицировал документ. Ожидается,
что возведение магистрали• Строительство » Дорожное строительство начнется осенью, а закончится через шесть лет. На
реализацию проекта потратят $4,7 млрд, половину суммы даст Пекин• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин, по четверти
выделят Бишкек• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек и Ташкент• Узбекистан » География Узбекистана » Населенные пункты Узбекистана » Города Узбекистана » Ташкент. Считается, что в перспективе магистраль• Строительство » Дорожное строительство станет
частью Срединного коридора - маршрута из КНР• Китайская Народная Республика (КНР) в Европу в обход России• Россия.
"Известия" разбирались в ситуации.
Соединить три государства• Государство
В начале июня в Пекине• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин министры транспорта Китая• Китайская Народная Республика (КНР) » Государственное устройство Китая » Правительство Китая » Министерство транспорта КНР » Министр Транспорта Кнр
• Государство » Государственное устройство Китая » Правительство Китая » Министерство транспорта КНР » Министр Транспорта Кнр
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство транспорта КНР » Министр Транспорта Кнр
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство Китая » Министерство транспорта КНР » Министр Транспорта Кнр, Киргизии• Кыргызстан и Узбекистана• Узбекистан
подписали соглашение о строительстве железной дороги• Строительство » Железнодорожное строительство, которая соединит три
государства• Государство. Лидеры трех стран• Государство тогда прислали участникам церемонии свои
видеообращения. Председатель КНР• Китайская Народная Республика (КНР) » Государственное устройство Китая » Председатель КНР
• Государство » Государственное устройство Китая » Председатель КНР Си Цзиньпин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Си » Си Цзиньпин сообщил• Средства массовой информации » Деятельность средств массовой информации, что Пекин• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин стремится
поскорее приступить к работам. Президент Киргизии• Кыргызстан » Государственное устройство Киргизии » Президент Киргизии
• Государство » Государственное устройство Киргизии » Президент Киргизии Садыр Жапаров• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Жа » Жапаров, Садыр Нургожоевич назвал
реализацию проекта исторической задачей. Его узбекский• Узбекистан
• Филология » Лингвистика » Алтайские языки » Тюркские языки » Узбекский язык коллега Шавкат Мирзиеев
пообещал, что экономический эффект почувствуют все страны• Государство-участники.
В СМИ• Средства массовой информации также опубликовали• Средства массовой информации » Деятельность средств массовой информации подробности проекта. Известно, что протяженность
железной дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги составит 454 км, 280 из них пройдут по киргизской территории.
На всей линии планируется оборудовать 18 станций, 81 мост и 41 тоннель. В
Киргизии• Кыргызстан также построят специальную разгрузочную базу, где поезда с
европейской колеей, которая используется в Китае• Китайская Народная Республика (КНР), будут переставлять на
"русскую" колею, которая применяется в постсоветских странах• Физико-географические регионы » Постсоветское пространство.
Ожидается, что стоимость строительства• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство составит $4,7 млрд. Ранее денежный
вопрос был одним из камней преткновения• Филология » Лингвистика » Русский язык » Русские фразеологизмы » Камень Преткновения, мешавших приступить к возведению.
Теперь стороны договорились, что половину всех средств внесет Китай• Китайская Народная Республика (КНР), по
четверти - Киргизия• Кыргызстан и Узбекистан• Узбекистан. Строительные работы• Строительство планируется начать
нынешней осенью, а завершить через шесть лет. Предполагается, что по железной
дороге• Строительство » Железнодорожное строительство будут ежегодно перевозить порядка 15 млн т грузов и около 300 тыс.
пассажиров.
19 июня киргизский парламент• Кыргызстан » Государственное устройство Киргизии » Парламент Кыргызской Республики
• Государство » Государственное устройство Киргизии » Парламент Кыргызской Республики
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Жо » Парламент Кыргызской Республики ратифицировал соглашение о строительстве
магистрали• Строительство » Дорожное строительство. При этом обсуждение документа выдалось бурным. Некоторые депутаты
отметили, что собственных средств для участия в проекте у республики нет. В
свою очередь, оппозиционер Улукбек Ормонов раскритиковал соглашение за то, что
в нем не указаны сроки завершения строительства• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство, а также ничего не сказано о
том, что киргизская часть железной дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги будет принадлежать Киргизии• Кыргызстан. Тем не
менее парламентарии одобрили документ сразу в трех чтениях.
Что известно о проекте
Сеть железных дорог• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги в Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия формировалась, когда регион входил в
состав Российской империи• История России » Российская империя и Советского Союза• Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Власти тогда решали понятную
задачу - обеспечивали связность всех частей в единое государство• Государство.
Соответственно в регионе оборудованы удобные маршруты в северном направлении,
в сторону России• Россия, а вот другие направления освоены хуже. Например, Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и
Центральную Азию• Физико-географические регионы » Центральная Азия связывает только две ветки, которые из КНР• Китайская Народная Республика (КНР) ведут в Казахстан• Республика Казахстан,
другие республики оказываются в стороне от этих маршрутов.
После распада Советского Союза• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР власти независимых государств• Государство заговорили о
развитии новых транспортных коридоров. Так, в 1997 году на специальном
совещании в Ташкенте• Узбекистан » География Узбекистана » Населенные пункты Узбекистана » Города Узбекистана » Ташкент представители Китая• Китайская Народная Республика (КНР), Киргизии• Кыргызстан и Узбекистана• Узбекистан подписали
меморандум о строительстве железной дороги• Строительство » Железнодорожное строительство, которая свяжет три государства• Государство.
Впрочем, дальше разговоров дело тогда не пошло. С одной стороны, китайская
экономика• Китайская Народная Республика (КНР) » Экономика Китая
• Экономика » Экономика Китая еще не набрала таких оборотов, чтобы маршрут выглядел экономически
целесообразным.
С другой стороны, Пекин• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин, Бишкек• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек и Ташкент• Узбекистан » География Узбекистана » Населенные пункты Узбекистана » Города Узбекистана » Ташкент никак не могли договориться об
условиях финансирования проекта. С третьей стороны, мешали технические
сложности, например переговоры омрачали споры о том, какая колея должна
использоваться на магистрали• Строительство » Дорожное строительство. Наконец, против строительства• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство выступали Россия• Россия и
Казахстан• Республика Казахстан, с которыми не хотели ссориться участники проекта.
Четверть века дело ограничивалось разговорами, но в последнее время проект
получил новый импульс. Среди причин - укрепление позиций Китая• Китайская Народная Республика (КНР) в мировой
экономике• Экономика » Мировая экономика и геополитике, а также рост влияния КНР• Китайская Народная Республика (КНР) непосредственно в
Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия. Пекин• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин в том числе взялся за реализацию масштабных
инфраструктурных проектов. Так, китайские• Китайская Народная Республика (КНР) инвесторы вкладываются в
строительство метро• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена в Астане• Республика Казахстан » География Казахстана » Населенные пункты Казахстана » Города Казахстана » Астана (Нур-Султан) и реконструкцию• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство ТЭЦ• Энергетика » Электроэнергетика » Электростанции » Тепловые электростанции в Бишкеке• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек. После начала
российской• Россия СВО на Украине• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) в Поднебесной• Китайская Народная Республика (КНР) задумались о создании альтернативных
транспортных• Транспорт » Общественный транспорт » Вокзал путей.
В таких условиях в сентябре 2022 года стороны согласовали маршрут будущей
дороги, спустя полгода в Бишкеке• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек открылся офис по координации строительства• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство. В
мае 2023-го завершилась разработка технико-экономического обоснования проекта.
Чиновники при этом заговорили с нескрываемым оптимизмом. "Перевозка грузов из
Южной Азии• Физико-географические регионы » Южная Азия на данный момент осуществляется только через один маршрут - через
Россию• Россия и Казахстан• Республика Казахстан. Наш маршрут позволит сократить длительность перевозки• Транспорт » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Транспорт » Дорожное движение » Автомобильная перевозка
• Транспорт » Автомобильный транспорт » Автомобильная перевозка на
семь дней. Как говорится, время - деньги, будем экономить время", - заявлял
министр транспорта Киргизии• Кыргызстан Нурмат Мусабеков.
Какие плюсы и минусы
Если дорогу действительно построят, то транспортно-логистическая ситуация и
общий расклад сил в Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия заметно изменятся. Киргизские аналитики
Аббос Бобохонов и Наргиза Мураталиева в специальном докладе пишут, что Китай• Китайская Народная Республика (КНР) в
результате укрепит свое присутствие в Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия, наладит дополнительные
экономические связи и контакты с местными элитами. В перспективе благодаря
дальнейшему развитию логистики получит альтернативный маршрут в Европу, а
также страны Ближнего Востока• Физико-географические регионы » Ближний Восток » Страны Ближнего Востока и Персидского залива• Моря, заливы, проливы » Океаны » Индийский океан » Заливы Индийского Океана » Персидский залив.
Узбекистан• Узбекистан тоже упрочит свое положение. В последние годы республика
стремительно развивается. Так, по итогам прошлого года промпроизводство• Экономика » Экономические показатели » Индекс промышленного производства
• Экономика » Макроэкономика » Индекс промышленного производства
выросло на• Экономика » Экономические показатели » Индекс промышленного производства
• Экономика » Макроэкономика » Индекс промышленного производства 6%, по итогам первого квартала нынешнего года рост составил 6,5%.
Железная дорога• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги поможет производителям выйти на гигантский китайский• Китайская Народная Республика (КНР) рынок и
поспособствует дальнейшему развитию экономики• Экономика. Кроме того, Узбекистан• Узбекистан
стремится стать важным логистическим узлом в Евразии, строительство дороги• Строительство » Дорожное строительство
будет шагом в этом направлении.
В свою очередь, Киргизия• Кыргызстан получит стабильный источник дохода. Ожидается, что за
счет эксплуатации ветки госбюджет• Экономика » Финансы » Бюджет » Государственный бюджет
• Экономика » Финансы » Государственный бюджет
• Государство » Государственный бюджет будет пополняться на $200 млн ежегодно.
Кроме того, получит развитие транспортная система страны• Государство, которая сейчас
находится в зачаточном состоянии, внутри государства• Государство курсирует всего несколько
поездов местного значения. Наконец, возведение магистрали• Строительство » Дорожное строительство позволит создать
новые рабочие места• Экономика » Производство » Факторы производства » Труд » Рынок труда, подтолкнет развитие строительной сферы и экономики• Экономика в
целом.
Впрочем, по-прежнему далеко не факт, что дорогу все-таки построят, некоторые
проблемы остаются нерешенными. Так, известно, что у Киргизии• Кыргызстан нет денег, чтобы
обеспечить свою долю в совместном предприятии. Бишкек• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек должен выделить порядка
$1 млрд, что для республики является очень большой суммой. Глава правления
"Кыргызских железных дорог• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги" Азамат Сакиев говорил, что Бишкек• Кыргызстан » География Киргизии » Населенные пункты Киргизии » Города Киргизии » Бишкек может взять
деньги в кредит у китайских банков. При этом президент страны Садыр Жапаров• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Жа » Жапаров, Садыр Нургожоевич
ранее подчеркивал, что не допустит роста госдолга.
К тому же неочевидными остаются выгоды от строительства дороги• Строительство » Дорожное строительство. Много
говорится, что новая ветка будет частью Срединного коридора, который обеспечит
связь Китая• Китайская Народная Республика (КНР) с Европой• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз через Центральную Азию• Физико-географические регионы » Центральная Азия и Закавказье. В этом смысле,
однако, у железной дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги уже есть серьезные конкуренты. Например, активно
развивается действующий путь из КНР• Китайская Народная Республика (КНР) через Казахстан• Республика Казахстан и Россию• Россия. В начале июня
Казахстанские железные дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги » Железные дороги Казахстана отчитались, что за первые пять месяцев нынешнего
года объем грузоперевозок• Транспорт » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки вырос на• Экономика » Экономические показатели » Индекс промышленного производства
• Экономика » Макроэкономика » Индекс промышленного производства 12%. Представители российской компании• Россия » Предприятия России РЖД• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Российские железные дороги (РЖД)
тоже отмечали рост показателей.
Что говорят эксперты
Востоковед, специалист по Центральной Азии• Физико-географические регионы » Центральная Азия Григорий Михайлов считает, что
проект строительства• Строительство железной дороги• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железные дороги требует доработки.
- Стороны уже далеко продвинулись, но некоторые вопросы остаются нерешенными.
Судя по всему, не договорились о том, кто и как будет платить за
строительство• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство, по каким схемам вложенные средства будут возвращаться, как
станут распределяться доходы от дороги, когда ее начнут эксплуатировать.
Отдельный вопрос - будущие тарифы на перевозки• Транспорт » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Железнодорожные перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки » Грузовые железнодорожные перевозки
• Транспорт » Дорожное движение » Автомобильная перевозка
• Транспорт » Автомобильный транспорт » Автомобильная перевозка. Если поставить низкие цены, то
сроки окупаемости сдвинутся далеко в будущее. Если высокие, то перевозчики
откажутся работать на маршруте, - подчеркивает он.
Киргизский политолог Денис Бердаков говорит, что основные вопросы решены,
дорога будет построена.
- Китай• Китайская Народная Республика (КНР) взял на себя половину всех трат. Мы знаем также, что Пекин• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин готов
предоставить Кыргызстану• Кыргызстан кредит, чтобы тот мог внести свою часть. Наши
чиновники говорят, что из собственных средств предстоит выделить $700 млн. Это
вполне посильная сумма, тем более деньги предстоит тратить не сразу, а в
течение трех-четырех лет. К тому же после ввода дороги в эксплуатацию мы будем
получать $100–200 млн в год, потраченные деньги рано или поздно окупятся, -
утверждает он.
Казахстанский• Республика Казахстан политолог Рустам Бурнашев также не видит препятствий.
- Соглашение подписано, технико-экономическое обоснование готово, есть
договоренности по финансам, в октябре должно начаться строительство• Строительство » Железнодорожное строительство
• Строительство » Дорожное строительство
• Строительство » Железнодорожное строительство » Cтроительство метрополитена
• Строительство. На данном
этапе все выглядит вполне реалистично. При этом я отмечаю, что главная цель
состоит в том, чтобы напрямую связать Узбекистан• Узбекистан и Китай• Китайская Народная Республика (КНР). Да, в перспективе
ветку можно будет продолжить в западном направлении, но пока речи о
полноценной конкуренции российским• Россия и казахстанским• Республика Казахстан маршрутам из КНР• Китайская Народная Республика (КНР) в Европу
не идет. Собственно, поэтому Астана• Республика Казахстан » География Казахстана » Населенные пункты Казахстана » Города Казахстана » Астана (Нур-Султан) и Москва• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва спокойно относятся к
происходящему, - заключает он.
Источник - Известия