Трудности доставки
Коммерсантъ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на ид » Коммерсантъ (ИД), приложение , 26 июня 2024 г.
Трудности доставки
Что мешает страховщикам• Страхование » Страховщик добиться послаблений по ремонту автомобилей
9 просмотров
На фоне сложностей с логистикой и организацией поставок запчастей страховые
компании• Страхование » Страховые компании просят обновить требования закона об ОСАГО• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в той части, которая
касается восстановительного ремонта автомобиля. Необходимость изменений
обусловлена тем, что страховщик• Страхование » Страховщик обязан обеспечить ремонт, при этом требуемые
для такого ремонта детали, узлы и агрегаты зачастую отсутствуют на рынке после
введения широкомасштабных санкций в отношении России• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции » Санкции против России.
Согласно закону
Число аварий• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) на дорогах в 2023 году выросло на 4,5% по сравнению с 2022-м
— до 132,4 тыс. До этого число ДТП• Дорожно-транспортное происшествие (ДТП), наоборот, снижалось. При этом, как
сообщили «Ъ» в Российском союзе автостраховщиков (РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА)), доля
ремонтов по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) по итогам 2023 года снизилась, составив 5,7% против• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Санкция 6,4% в
предыдущем году.
Сегодня, согласно закону, на ремонт по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) отводится не более 30 дней с
момента передачи машины на станцию техобслуживания. Кроме того, 40-ФЗ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
запрещает использование бывших в употреблении или восстановленных запчастей,
хотя и оговаривает, что «иное может быть определено соглашением
страховщика• Страхование » Страховщик и потерпевшего».
Однако согласия автовладельца на использование б/у комплектующих еще надо
добиться. Центробанк• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ долгое время отказывал страховщикам• Страхование » Страховщик, которые просили
разрешить им делать это в обход разрешения клиента. Год назад регулятор пошел
на уступки, заявив, что ремонт с б/у запчастями будет разрешен, но только
когда появится методика оценки качества деталей и система контроля за их
оборотом. А значит, пока что предложение, выдвинутое страховыми компаниями• Страхование » Страховые компании,
реализоваться не может.
Кроме того, в прошлом году почти встала на рельсы инициатива с увеличением
срока ремонта до 45 дней, но была приостановлена. Как писали тогда в СМИ, у
Банка России• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ
• Россия » Экономика России » Банки России возникли опасения, что страховые компании• Страхование » Страховые компании воспользуются
появившейся возможностью, чтобы растягивать время выполнения ремонта для
автомобилей• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль российского• Россия производства.
Часики-то тикают
Как рассказывает генеральный директор• Объект человек » Люди по роду занятий » Управленцы » Должности управленцев » Генеральный директор компании «Совкомбанк• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совкомбанк
Страхование• Страхование» Игорь Лаппи, ситуация с запчастями сегодня такова, что и 60
дней на ремонт по труднодоступным европейским маркам может не хватить, даже
несмотря на возможность ремонта с использованием б/у запчастей по соглашению
сторон.
«Мы видим, что российский• Россия автопарк обновляется на доступные с точки
зрения поставок запчастей марки, однако все еще остается возрастным (15 лет).
Закрепление в законе нормы об использовании б/у деталей, конечно же, помогло
бы в большинстве случаев решить вопрос со сроками ремонта»,—
отмечает он.
При этом страховщик• Страхование » Страховщик согласен с условиями, выдвинутыми ЦБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Це » Центральный банк РФ. Речь может идти
исключительно о тех запчастях, которые не представляют угрозы для безопасности
участников дорожного движения• Транспорт » Дорожное движение. Также стоит регламентировать источник
поступления таких запчастей, чтобы не повысить вероятность угонов ТС под
дальнейший разбор.
«Отдельно потребуется решить вопрос с сертификацией б/у деталей (оценка
качества) — сейчас они ей не подлежат, разработать стандарт
восстановления и маркировку деталей, чтобы потребитель мог проверить ее
историю и убедиться, что все в порядке»,— добавляет Игорь Лаппи.
Между тем в РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА) уточняют, что от страховщиков• Страхование » Страховщик зависит только срок направления
машины на ремонт, а отвечать за сроки и даже качество ремонта они не могут.
При существенных повреждениях авто• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль и необходимости доставки большого
количества кузовных деталей и комплектующих уложиться в 30 дней в целом весьма
проблематично. И сейчас даже в отношении официально поставляемых на рынок
машин выдержать эти сроки страховщики• Страхование » Страховщик не могут.
За задержку ремонта поврежденных ТС по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) страховщики• Страхование » Страховщик платят из своего
кармана. Против• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Санкция них действуют санкции• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Санкция за неисполнение или несвоевременное
исполнение обязательств — это 1% в день от размера ущерба, напоминает
директор департамента урегулирования убытков по автотранспорту• Транспорт СК МАКС• Страхование » Страховые компании » Страховые компании России » СГ МАКС
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ст » СГ МАКС Иван
Попов.
«Это, в свою очередь, привлекает так называемых профессиональных
потерпевших, приобретающих автомобили• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль, на которые существует серьезный дефицит
комплектующих на рынке, и в дальнейшем извлекающих прибыль от недобросовестных
действий»,— предупреждает он.
Что предлагают страховщики• Страхование » Страховщик?
Применение б/у деталей представляется рынку логичным. Как отмечает Иван Попов,
владельцы автомобилей• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль, которые получают возмещение в денежной форме,
организуют ремонт преимущественно с применением б/у запчастей. Наибольшей
популярностью пользуются кузовные элементы: бамперы• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль, двери, крылья. Разрешение
на применение таких деталей при ремонте, организованном страховой компанией• Страхование » Страховые компании,
помогло бы упростить процесс.
Еще одним способом выхода из ситуации могла бы стать организация ремонта на
станции техобслуживания по выбору клиента и по ценам, установленным законом об
ОСАГО• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если страховая компания• Страхование » Страховые компании не может сама организовать такой ремонт. Иван
Попов поясняет: в таком случае страховщик• Страхование » Страховщик выступал бы в качестве плательщика,
а клиент получил бы услугу ремонта на СТОА, которую выбрал сам. Тогда контроль
качества ремонта и сроков выполнения остались бы за владельцем авто• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль.
Наконец, эксперт предлагает увеличить не только сроки ремонта с 30 до 45
рабочих дней, но также и расстояние от места жительства потерпевшего до СТОА с
50 до 100 км. «Учитывая, что порой только срок поставки запчастей
составляет 30–40 дней, ни о каком ремонте в установленный срок не может
быть и речи»,— поясняет он.
Но есть и другой вариант: общий срок ремонта должен учитывать срок поставки• Автомобильная промышленность » Рынок автомобилей
запасных частей, которые при проведении ремонта требуют замены. «В
случае возможности применения такого подхода не потребуется увеличивать
установленный срок ремонта, при этом он будет исчисляться с момента доставки
запасных частей. Важно отметить, что предельный срок доставки, а равно ремонта
также потребуется определить»,— добавляют в РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА).
Что предстоит сделать?
Данная сфера требует новых механизмов регулирования и введения определенных
стандартов, которых сегодня нет, говорит Игорь Лаппи. В частности, открыт
вопрос об официальном производстве и восстановлении запчастей — на этот
вид производственной деятельности нет отдельного ОКВЭД, то есть, помимо
изменения «страховой» части законодательства, нужно менять и
«техническую».
«До появления санкционных ограничений вопрос наличия нужных для ремонта
запчастей не был столь острым, клиенты могли решить его в денежной форме
возмещения в короткие сроки (например, в знакомом СТО, который не
соответствовал требованиям для натуральной формы возмещения, получив выплату
деньгами). Сегодня мы видим, что такой подход не работает, однако
автовладельцы все чаще соглашаются на использование б/у запчастей, чтобы
получить пригодный к эксплуатации автомобиль• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль»,— объясняет Игорь
Лаппи.
Эксперт предполагает, что в ближайшее время может начаться активная работа в
данном направлении на уровне• Метрология » Измерительные приборы и оборудование » Уровень (инструмент) законодателей.
На другой чаше весов лежит противоположная опция: приостановка действия
натуральной формы возмещения по ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). «В условиях жестких рыночных
ограничений и серьезных финансовых санкций• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Санкция в отношении страховщика• Страхование » Страховщик за
неисполнение обязательств по договору страхования инструмент ремонта не играет
важной социальной роли• Социология » Социальные роли, а превращается в способ выкачивания неустоек со
страховщиков• Страхование » Страховщик, которые физически не в состоянии в некоторых случаях исполнить
требования закона об ОСАГО• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Федеральные законы РФ » Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств — и в большей мере не по своей
вине»,— говорит Иван Попов.
Кроме того, эксперт отмечает: выросло количество «профессиональных
помощников» потерпевших, которые выкупают право требования по убыткам за
ничтожные суммы, после чего получают от страховщика• Страхование » Страховщик деньги, кратно превышающие
реальный размер ущерба. В итоге это приводит к росту убыточности ОСАГО• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование » Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО),
которая ложится на плечи добросовестных клиентов в виде повышающейся страховой
премии.
Однако увеличение срока ремонта остается приоритетным вариантом. В союзе
автостраховщиков уверены, что это поможет нарастить долю транспортных средств• Транспорт » Дорожное движение,
ремонт которых производится в натуральной форме, а это выгоднее для
потребителя. Ведь не факт, что полученного возмещения в денежной форме хватит
для ремонта, который будет самостоятельно организован автовладельцем.
«Справедливым видятся введение нескольких сроков и распределение
ответственности между страховщиком• Страхование » Страховщик и СТОА: время предоставления направления на
ремонт, время ожидания запчастей, время проведения ремонта, ответственность за
качество проведенного ремонта… Если каждый из элементов
функционирования системы ремонта сработает на скорость, на опережение, то и
общий срок, и качество ремонта будут на высоте — в хорошем смысле этого
слова»,— резюмируют в РСА• Страхование » Организации страховщиков России » Российский союз автостраховщиков (РСА)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российский союз автостраховщиков (РСА).
Рита РОЙЗЕН