Экономика• Экономика в кино
Экономика• Экономика в кино
Популярные фильмы• Кинематограф » Фильм могут дать представление, как функционирует экономика• Экономика, даже
если сюжет напрямую не связан с экономической темой. О том, что могут
рассказать зрителям об экономике• Экономика «Дюна• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» или «Хоббит• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Средиземье » Экранизации Джона Рональда Руэла Толкина » Хоббит (фильм)», побеседовали участники
онлайн-дискуссии в РЭШ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российская экономическая школа (РЭШ)
• Образование » Учебные заведения » Экономические учебные заведения » Российская экономическая школа (РЭШ).
28 июня 2024 | Ирина Рябова Эконс
Популярные фильмы• Кинематограф » Фильм могут дать представление, как функционирует экономика• Экономика, даже
если сюжет напрямую не связан с экономической темой. О том, что могут
рассказать зрителям об экономике• Экономика «Дюна• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» или «Хоббит• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Средиземье » Экранизации Джона Рональда Руэла Толкина » Хоббит (фильм)», побеседовали участники
онлайн-дискуссии в РЭШ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российская экономическая школа (РЭШ)
• Образование » Учебные заведения » Экономические учебные заведения » Российская экономическая школа (РЭШ).
28 июня 2024 | Ирина Рябова Эконс
Художественные фильмы могут выступать для зрителей одним из источников
информации о том, как устроена и работает экономика• Экономика. Во многих картинах разных
жанров явно – или не очень явно – просматриваются экономические темы: от
проблемы неравенства до роли и работы институтов. Что популярные фильмы• Кинематограф » Фильм могут
рассказать об экономике• Экономика, насколько зрители считывают экономический подтекст и
почему киноиндустрию• Кинематограф » Индустрия кино и видео можно отнести к видам деятельности по «производству• Экономика » Производство
энергии», обсудили Юлия Вымятнина, профессор• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вш » Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) » Преподаватели НИУ ВШЭ факультета экономики• Экономика Европейского
университета в Санкт-Петербурге• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург, и Антон Мазуров, кинокритик,
кинодистрибьютор, основатель международной компании ANT!DOTE Sales,
преподаватель• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вш » Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) » Преподаватели НИУ ВШЭ Совместного бакалавриата ВШЭ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вш » Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и РЭШ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российская экономическая школа (РЭШ)
• Образование » Учебные заведения » Экономические учебные заведения » Российская экономическая школа (РЭШ), в онлайн-дискуссии с главным
редактором сайта GURU Филиппом Стеркиным на Просветительских днях РЭШ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российская экономическая школа (РЭШ)
• Образование » Учебные заведения » Экономические учебные заведения » Российская экономическая школа (РЭШ),
прошедших 24–25 июня.
«Дюна• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» и институциональная экономика• Экономика (наука) » Экономические учения, направления и школы » Институциональная экономика
Экономист• Экономика » Экономисты России
• Соединённые Штаты Америки (США) » Экономика США » Экономисты США Марк Кояма, соавтор книги «Как разбогател мир» о факторах,
способствующих долгосрочному экономическому росту, недавно писал в своем
блоге, что его самая скачиваемая в репозитории SSRN (базе препринтов) научная
статья – пока не опубликованная глава книги , посвященная экономике• Экономика саги
Фрэнка Герберта «Дюна• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)», по которой Дени Вильнев снял одноименный фильм• Кинематограф » Фильм (2021
г. и продолжение 2024 г.). Кояма рассматривает вымышленный мир «Дюны• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» через
призму институциональной экономики• Экономика (наука) » Экономические учения, направления и школы » Институциональная экономика.
С точки зрения экономики• Экономика важно решить проблему насилия и рисков экспроприации• Экономика » Макроэкономика
собственности и создать институты, которые позволят экономике• Экономика развиваться. От
конфигурации этих институтов зависит, каких результатов экономика• Экономика сможет
достичь, рассуждает Юлия Вымятнина. Экономика• Экономика «Дюны• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» – пример порядков
ограниченного доступа, которые описывали нобелевский лауреат• Научные медали и премии » Нобелевские премии » Лауреаты Нобелевской премии по экономике• Экономика
Дуглас Норт• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Но » Норт, Дуглас с соавторами: разные группы• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа) элит получают монопольный контроль над
разными ресурсами, дающий им возможность извлекать из них ренту и получать
источник дохода.
Если элиты понимают, что попытка отобрать ресурсы друг у друга приведет к
тому, что потеряют они больше, чем приобретут, то получается динамическое
равновесие – установившийся порядок, воспроизводящий сам себя, потому что его
никто не хочет менять, даже если не всех он устраивает полностью. Этот порядок
позволяет решить проблему насилия за счет того, что формирует и поддерживает
экономическую ренту для элит. Выстраивается некая иерархия: можно
контролировать определенную территорию, рынки в рамках этой территории,
межтерриториальные рынки.
Дальше появляется следующий уровень: как контролировать территорию и какие
порядки на ней устанавливать. Например, Атрейдес, один из двух основных
протагонистов «Дюны• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)», получил свой источник ренты, но при этом пытается
устанавливать более человечные правила, давать больше свобод. Это позволяет
тратить меньше ресурса на контроль, но как только начнет ущемлять чьи-то
интересы с точки зрения получения ренты, то сразу же возникнут проблемы
(Атрейдес хотел упорядочить оборот воды, что нарушало монополию на нее, так
что исход для него оказался не очень хорошим). В целом равновесие в «Дюне• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)»
хрупкое, возникают различные коалиции, игры друг против друга. Порядок
ограниченного доступа предполагает неравенство возможностей и ограничение
экономической конкуренции, что приводит к потерям для экономики• Экономика в целом, а
затем может привести и к политической нестабильности из-за появления
конкуренции за контроль над рентой.
Пряность, добываемая на Арракисе в «Дюне• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)», – аналог нефтяного богатства,
которое в условиях порядков ограниченного доступа порождает ресурсное
проклятие. Однако в мире «Дюны• Музыка » Музыкальные коллективы » Музыкальные коллективы 1980-х » Дюна (группа)» реализуется скорее не ресурсное, а
политическое проклятие, считает Вымятнина, – постоянная борьба за контроль над
ресурсом и за получение ренты с этого контроля. Если ресурс капиталоемкий и
его сложно добывать, то для получения ресурсной ренты придется договариваться.
Жанр экономического кино• Кинематограф
Если зритель считывает в фильме экономический подтекст, то это или очень
специфический зритель, который умеет «сканировать» фильм• Кинематограф » Фильм на предмет
экономических моделей• Экономика » Экономические модели, или же это очень плохой фильм• Кинематограф » Фильм, полагает Антон Мазуров.
Потому что задача фильма• Кинематограф » Фильм – не показать экономику• Экономика, а увлечь образами,
драматургией, историей.
Однако в 1990-е гг. на волне нескольких экономических кризисов• Экономика » Экономический кризис
• Финансовый кризис возник жанр
экономического кино• Кинематограф. Там не просто считывается, а виртуозными усилиями
профессионалов кинематографии• Кинематограф создается и демонстрируется некая экономическая
модель• Экономика » Экономические модели вокруг какой-то экономической идеи. И такой фильм• Кинематограф » Фильм концентрированно за
полтора часа дает понимание о том, что можно целый год изучать в экономическом
вузе или десятилетиями накапливать в виде опыта в бизнесе• Экономика » Бизнес. Примерами могут
служить два фильма• Кинематограф » Фильм, которые, возможно, стоит посмотреть каждому, советует
Мазуров.
Первый – «Предел риска» (Margin Call• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг » Маржинальная торговля » Маржин-колл) Джей Си Шендора: это выдающийся
экономический хит, проецирующий события, которые происходят в течение суток в
инвестиционном банке• Экономика » Финансы » Банк » Инвестиционные банки накануне мирового финансового кризиса• Финансовый кризис 2008 г., на общую
модель устройства финансового мира. Второй – «Игра на понижение» (The Big
Short• Экономика » Финансы » Инвестиции » Инвестиционные фонды » Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы
• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы) Адама Маккея, прекрасная иллюстрация экономической психологии• Экономика » Экономическая психология и
формирования стимулов, генерирующих риски в масштабах мировой экономики• Экономика » Мировая экономика.
«Эконс» ранее оба этих фильма• Кинематограф » Фильм включил в свой список 10 кинокартин• Кинематограф » Фильм ,
увлекательно и доступно показывающих, как устроен мир экономики• Экономика и финансов.
Монстры экономики• Экономика
Крупный бизнес• Экономика » Бизнес, корпорации нередко предстают в кинофильмах• Кинематограф » Фильм в образе злодея.
Во-первых, злодей обязательно должен быть, объясняет Мазуров: такова
морфология повествования, сформированная еще в глубокой древности и
воплощенная в мифах и легендах и необходимая, чтобы создать драматургию.
Супермонстр в фильме может быть фантазийным, а может быть «приближенным к
реальности». Во-вторых, добавляет Вымятнина, монстры-корпорации, которые
сложно контролировать, – отражение страха американского общества перед
монополизацией. США• Соединённые Штаты Америки (США) – одна из первых стран, принявшая антимонопольный закон• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы
еще в 1890 г. (Акт Шермана• Экономика » Акт Шермана
• Соединённые Штаты Америки (США) » Законодательство США » Акт Шермана
• Государство » Законы и право » Законодательство США » Акт Шермана) . И единственная, где нет единого центрального
банка – он представлен Федеральной резервной системой• Экономика » Экономика США » Макроэкономика США » Федеральная резервная система США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Фе » Федеральная резервная система США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Экономика США » Макроэкономика США » Федеральная резервная система США , состоящей из 12
федеральных резервных банков• Экономика » Экономика США » Макроэкономика США » Федеральная резервная система США
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Фе » Федеральная резервная система США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Экономика США » Макроэкономика США » Федеральная резервная система США, совета управляющих и Федерального комитета по
открытым рынкам• Экономика » Финансы » Финансовое регулирование » Органы финансового регулирования » Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США.
Точно так же практически в любых сюжетах, в которых присутствует государство,
оно выполняет роль Левиафана – сказочного злого чудовища. «Доброго, хорошего
государства в фильмах, скорее, не встретить», – размышляет Мазуров.
Политология примерно в середине прошлого века выявила проблему того, что
государство по мере своего развития приобретает свои собственные интересы,
которые начинают представлять опасность для общества, ради которого
государство существует. Этот конфликт государства и общества и отражается в
кинофильмах• Кинематограф » Фильм. «Напомню картину [Андрея] Звягинцева «Левиафан» – она об этом и
называется именно так не случайно, хотя визуализация Левиафана, которого мы
там можем увидеть, другая, но это метафора государства».
Монетаризм• Экономика » Макроэкономика в «Хоббите• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Средиземье » Экранизации Джона Рональда Руэла Толкина » Хоббит (фильм)»
В кинотрилогии «Хоббит• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Средиземье » Экранизации Джона Рональда Руэла Толкина » Хоббит (фильм)» рассматривать захват драконом Смаугом золота Одинокой
горы в Эреборе можно через призму количественной теории денег• Экономика » Финансы » Платежные средства » Теория денег
• Экономика (наука) » Экономические учения, направления и школы » Теория денег – фундамента
монетаризма• Экономика » Макроэкономика , – гласящей, что существует прямая связь между количеством денег
в экономике• Экономика и уровнем цен• Финансовый кризис, рассказывает Вымятнина.
Экономика• Экономика Средиземья не самая густонаселенная местность, состоящая из
достаточно изолированных областей, некоторые из которых довольно
самодостаточны. В таких условиях в качестве денег работает нечто, что ценным
считают абсолютно все, – золото. Как и в человеческом мире, золото в «Хоббите• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Средиземье » Экранизации Джона Рональда Руэла Толкина » Хоббит (фильм)»
– это товарные деньги. Только в волшебном мире нет привычной для реального
мира банковской системы, развитых кредитных отношений. Поэтому, когда дракон
захватывает золотые сокровища, он фактически выводит из обращения большую
часть денежной массы• Экономика » Макроэкономика. Согласно количественной теории денег• Экономика » Финансы » Платежные средства » Теория денег
• Экономика (наука) » Экономические учения, направления и школы » Теория денег, если денег стало
меньше, то начинается дефляция• Экономика » Финансы » Дефляция
• Финансовый кризис.
Еще дракон начал представлять угрозу торговле и туризму, что привело к
сокращению экономической деятельности, и начался упадок. Если бы золото
вернули на рынок, отобрав у дракона обратно, то произошел бы скачок цен, так
как денег вдруг стало бы больше, а товаров – нет.
Энергия киноиндустрии• Кинематограф » Индустрия кино и видео
Есть несколько способов измерить экономический эффект киноиндустрии• Кинематограф » Индустрия кино и видео. Один из
них – посмотреть, насколько большую долю она занимает в ВВП• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Валовой внутренний продукт. С этим связана
одна история, вспоминает Вымятника. В Нигерии• Нигерия несколько лет занимались
улучшением способа расчета ВВП• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Валовой внутренний продукт, включали в него новые отрасли, которые до
этого не учитывали, эту масштабную работу верифицировал Всемирный банк• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирный банк, и в
2014 г. ВВП страны• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Валовой внутренний продукт был наконец пересчитан по-новому. Оказалось, что по
сравнению с 2013 г. экономика Нигерии• Экономика » Экономика Нигерии
• Нигерия » Экономика Нигерии увеличилась почти в два раза, и вклад
киноиндустрии• Кинематограф » Индустрия кино и видео – которую стали учитывать в ВВП• Экономика » Макроэкономика » Макроэкономические индикаторы » Валовой внутренний продукт по новой методике – оказался
равен 1,4% . Это довольно много: в США• Соединённые Штаты Америки (США), «мировой кинофабрике», этот вклад
меньше, а в России составляет 0,05%, по самым оптимистическим подсчетам,
говорит Вымятнина.
Другой способ измерить вклад киноиндустрии• Кинематограф » Индустрия кино и видео в экономику• Экономика – оценить
мультипликатор, то есть какую отдачу принесет каждый вложенный в
кинопроизводство доллар• Экономика » Финансы » Платежные средства » Доллар США или рубль, какой спрос он сгенерирует по цепочке.
Например, в США• Соединённые Штаты Америки (США) в 1980-х гг. этот мультипликатор составлял 3, то есть на
каждый вложенный $1 генерировал в экономике• Экономика $3, в 2000-х гг. был ближе к 1. В
Великобритании• Великобритания в 2000-х гг. он составлял примерно 2, а в Индии• Индия – примерно 5.
Больший мультипликатор индийского• Индия Болливуда отражает то, что Индия• Индия – страна
догоняющего развития: из-за этого «низкого старта» население использует рост
своих доходов в основном для увеличения потребления, в том числе начинает чаще
ходить в кино.
Модель киноиндустрии• Кинематограф » Индустрия кино и видео в Нигерии• Нигерия – Нолливуда – напоминает модель лауреата
Нобелевской премии мира• Научные медали и премии » Нобелевские премии » Лауреаты Нобелевской премии » Лауреаты Нобелевской премии мира
• Научные медали и премии » Нобелевские премии » Нобелевская премия мира » Лауреаты Нобелевской премии мира Мухаммада Юнуса , который разработал систему
микрокредитов под низкий процент для малоимущих, помогающую вывести их из
ловушки бедности, добавляет Мазуров. У Юнуса речь шла о микрокредитах, в
кинематографе• Кинематограф Нолливуда речь идет о микробюджетах: бюджет каждого фильма• Кинематограф » Фильм был
не дороже $15000, сценария нет, выпускались эти фильмы• Кинематограф » Фильм по 200–300 штук в месяц
сразу на DVD и немедленно продавались. Большинство фильмов• Кинематограф » Фильм снимались на
английском и представляли собой феномен своеобразного «треша» для англоязычной
аудитории. Модель Нолливуда уникальна и пока нигде больше не повторялась.
Постоянный мотив кинематографа• Кинематограф – темы конфликтов, в том числе социальных,
конкуренции на различном уровне – семьи, общества, всего мира, неравенства
разных видов – возможностей, доходов, прав и свобод. Кино• Кинематограф не работает без
конфликта – конфликт на экране нужен для того, чтобы создавать саспенс• Кинематограф » Саспенс и
энергию, говорит Мазуров: кино• Кинематограф – это вид экономической деятельности,
производящий визуальную энергию, которой питаются зрители.
В завершение дискуссии участники поделились рекомендациями, какие фильмы• Кинематограф » Фильм можно
было бы посмотреть для лучшего понимания экономики• Экономика и для понимания кино• Кинематограф как
искусства. В первом случае это мини-сериал• Кинематограф » Телесериалы по произведению Терри Пратчетта
«Опочтарение» , фильмы• Кинематограф » Фильм «Игра на понижение» и «Игры разума», во втором –
«трилогия веры» Ингмара Бергмана «Сквозь тусклое стекло• Кинематограф » Кинопремии » Кинопремии США » Кинопремия "Оскар" » Иностранные фильмы лауреаты премии Оскар » Сквозь тусклое стекло
• Кинематограф » Кинематограф США » Кинопремии США » Кинопремия "Оскар" » Иностранные фильмы лауреаты премии Оскар » Сквозь тусклое стекло
• Премии в области искусств » Кинопремии » Кинопремии США » Кинопремия "Оскар" » Иностранные фильмы лауреаты премии Оскар » Сквозь тусклое стекло», «Причастие» и
«Молчание». Детям участники дискуссии порекомендовали мультфильмы• Кинематограф » Мультипликация «Райя и
последний дракон» (где очень доходчиво изложена концепция двух видов
социального капитала , бондингового и бриджингового), серию про Простоквашино
(в которой кот Матроскин• Литература » Фантастика » Вымышленные вселенные » Вымышленные животные » Вымышленные кошки » Матроскин выступает образцом экономической и финансовой
грамотности• Экономика » Финансы » Финансовая грамотность) и фильмы• Кинематограф » Фильм про Тома Сойера (гениального специалиста по продажам и
мотиватора), а также комедию• Кинематограф » Комедия «Большие гонки» (для хорошего настроения).
«Эконс» добавляет к рекомендациям свой топ-10 фильмов• Кинематограф » Фильм об экономике• Экономика и финансах• Экономика » Финансы
.
Ирина Рябова
Редактор Econs.online