Крупные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России с 2026
года начнут переходить на
новый норматив концентрации
Крупные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России с 2026 года начнут переходить на новый норматив концентрации
ЦБ серьезно пересмотрит подходы к регулированию этого риска в целом
Екатерина Литова
Скопировать ссылку
Прочту позже
Алексей Орлов / Ведомости
ЦБ намерен серьезно пересмотреть подходы к оценке банками• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России риска кредитной
концентрации своего бизнеса• Экономика » Бизнес, а также постепенно внедрять с 2026 г. новый
норматив для системно значимых игроков – регулятор выпустил доклад для
обсуждений этой темы.
Главный фокус ЦБ – кредитная концентрация на крупнейших заемщиков или группу
связанных (ГСЗ), так как она является наиболее значимой с точки зрения рисков
для российских банков• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России. Риски выросли после санкций• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции и закрытия западных рынков
для привлечения финансирования• Экономика » Финансы » Финансирование: размеры крупнейших российских компаний• Россия » Предприятия России гораздо
больше российских банков• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России, но при этом именно отечественные кредитные
организации• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России являются сейчас для них основным источником фондирования.
Ключевым нормативом концентрации является Н6, он ограничивает риски в
отношении одного заемщика (группы) и рассчитывается как отношение всех его
обязательств• Экономика » Финансы » Обязательство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство перед банком• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России за вычетом резерва и с учетом коэффициента риска к
совокупному капиталу• Экономика » Капитал. Предельное значение Н6 – 25% капитала• Экономика » Капитал. Аналогом Н6 на
консолидированной основе является Н21.
Также существует норматив максимального размера риска на связанное с банком• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России
лицо (их группу) Н25. Но его целеполагание иное – он направлен на
предотвращение вывода капитала• Экономика » Капитал из банка• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России через кредиты• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Кредит
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Кредит акционерам и
руководителям, а также ограничивает риски, возникающие по сделкам• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка с
контрагентами• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент, являющимися связанными с банком• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России, его «дочками» и бизнесами• Экономика » Бизнес
владельцев. Н25 не может быть выше 20% капитала• Экономика » Капитал.
Проблемы у одного — проблемы у всех
Один из примеров реализации риска концентрации в России• Россия – банкротство
авиакомпании• Авиация » Гражданская авиация » Авиакомпания «Трансаэро• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Тр » Трансаэро» в 2015 г. с рейтингом «А» по национальной шкале. На
момент банкротства долг «Трансаэро• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Тр » Трансаэро» перед банками• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России составлял около 80 млрд руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль.
и еще около 90 млрд руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. – перед лизинговыми компаниями• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Кредитные отношения » Лизинг » Лизинговые компании
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Кредитные отношения » Лизинг » Лизинговые компании. Но последние смогли
изъять самолеты и в дальнейшем передать новым лизингополучателям, а банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России
лишились перспектив урегулировать проблемы компании, будучи необеспеченными
кредиторами• Экономика » Финансы » Обязательство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство. Ни у кого из банков• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России долг «Трансаэро• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Тр » Трансаэро» не превышал 25% от капитала• Экономика » Капитал,
а среди основных кредиторов• Экономика » Финансы » Обязательство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство концентрация кредитного риска была около 15%,
отмечает ЦБ. Тем не менее даже в такой ситуации Банк России• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России был вынужден дать
отсрочку по формированию резервов на 1 год, чтобы отдельные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России с низким
запасом капитала• Экономика » Капитал не нарушили нормативы.
Новый норматив
Для системно значимых кредитных организаций (СЗКО• Экономика » Финансы » Банк » Системно значимые кредитные организации (СЗКР), их 13) ЦБ введет новый
норматив концентрации на консолидированной основе Н30 , «поскольку проблемы,
связанные с неплатежеспособностью крупного контрагента• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент, даже в одной СЗКО• Экономика » Финансы » Банк » Системно значимые кредитные организации (СЗКР)
могут являться источником заражения для финансовой системы в целом».
Н30 является адаптацией стандарта базельского large еxposure (LEX) и
ограничивает риск кредитной концентрации на контрагента• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент (группу связанных) в
размере 25% от основного капитала.
Вводить норматив планируется поэтапно, начиная с 2026 г. и уровня в 65% от
основного капитала. С каждым годом планка норматива будет снижаться, и с 2031
г. банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России будут обязаны соблюдать значение в 25%. Тогда же ЦБ отменит для них
применение Н21 – остальные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России продолжат его соблюдать. Для введения нового
норматива потребуется внести изменения в закон о Банке России• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России и отдельный
нормативный акт, регламентирующий расчет Н30.
Проектируемый норматив сопоставим по воздействию с Н21, но имеет ряд
существенных отличий, замечает ЦБ:
Базой расчета лимита является основной капитал (без учета дополнительного,
состоящего в основном из срочных субординированных займов), а не совокупный,
как в случае с Н6/Н21. Именно основной капитал наиболее оперативно поглощает
потери.
Контрагенты• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент для Н30 объединяются в группу связанных на основании критерия
контроля (когда один контрагент• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент контролирует другого) и экономической
взаимозависимости, когда два контрагента• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент и более связаны таким образом, что
ухудшение экономического положения у одного может стать причиной неисполнения
своих обязательств• Экономика » Финансы » Обязательство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство другим.
При расчете риска на заемщика не будут применяться понижающие риск-веса (чем
ниже, тем меньше надо капитала• Экономика » Капитал), поскольку целью введения Н30 является защита
от непредвиденного дефолта крупнейших контрагентов• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент.
Стоимость инструментов, снизивших кредитный риск контрагента• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент, будет включаться
в лимит экспозиции на предоставившее такие инструменты лицо. Например, бумаги,
полученные в рамках обратного репо• Экономика » Финансы, будут учтены при расчете риска, принятого
на их эмитента. При этом риск на эмитента облигаций• Экономика » Финансы » Государственные ценные бумаги, если у контрагента• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Договорные обязательства » Контрагент
отсутствует высокий рейтинг, будет постепенно повышаться – с 20% с 2026 г. до
100% с 2031 г. (то же будет и в Н6). Логика ЦБ в том, что структурирование
кредитов• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Кредит
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Кредит крупным компаниям через сделки• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка обратного репо• Экономика » Финансы с формально
независимыми посредниками и залогом облигаций• Экономика » Финансы » Государственные ценные бумаги этих же компаний искусственно
занижает риск-вес вплоть до нуля. Иными словами, банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России не выделяют на них
капитал• Экономика » Капитал, а также не учитывают эту экспозицию в своих нормативах концентрации.
По результатам опроса 2023 г. ЦБ выявил значительные превышения норматива Н21
у ряда СЗКО• Экономика » Финансы » Банк » Системно значимые кредитные организации (СЗКР) и рекомендовал им снижать концентрацию. Но опрос в 2024 г.
показал, что значимого сокращения не произошло, а в ряде случаев банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России,
напротив, существенно нарастили концентрации. При единовременном внедрении Н30
с ограничением в 25% основного капитала у нескольких банков• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России было бы превышение
нормы по отдельным ГСЗ. Если же внедрять норматив постепенно, то, по прогнозу
регулятора, капитал• Экономика » Капитал активно кредитующих экономику• Экономика банков• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России за это время вырастет
почти на 14 трлн руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. (с текущих 15 до 29 трлн руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль.), а возможный лимит
кредитующих банков• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России на ГСЗ инвестиционного класса – с 5,7 до 7,4 трлн руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. В
результате все банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России смогут выполнять норматив, а крупнейшие компании не будут
испытывать недостатка в финансировании• Экономика » Финансы » Финансирование, уверен регулятор.
Как ЦБ планирует реформировать банковское регулирование
Финансы• Экономика » Финансы
Появление «оранжевой зоны»
Банк России• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России уже планирует в 2024 г. проработать концепцию нового режима
соблюдения некоторых нормативов (помимо концентрации, реформа• Политика » Реформа затронет новый
национальный норматив краткосрочной ликвидности ) и ввести так называемую
«оранжевую зону».
ЦБ хочет к основным нормативам концентрации добавить новые, зонированные –
Н6.1, Н21.1 и Н30.1. Они позволят банкам• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России принимать несколько более высокий
риск по высоконадежным заемщикам при наличии достаточного запаса капитала• Экономика » Капитал и с
уплатой повышенных отчислений в Фонд обязательного страхования• Страхование » Формы страхования » Обязательное Страхование вкладов, а в
перспективе – в Фонд поддержки банковского сектора• Экономика » Финансы » Банк.
Зонированные нормативы будут предполагать два уровня. Первый, «cигнальный», ЦБ
планирует оставить неизменным по сравнению с Н6 – 25% от капитала• Экономика » Капитал банка• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России. Если
банк• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России его превышает и берет б о льшие риски (но не критически), то будет
платить взносы по повышенной ставке. Второй уровень называется «максимально
допустимый» и составит предварительно 40% от капитала• Экономика » Капитал банка• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России. Его превышение
уже является нарушением, неоднократность которого может повлечь различные
надзорные меры, вплоть до отзыва лицензии.
Значения нормативов между сигнальным и максимально допустимым уровнями – от 25
до 40% – и есть «оранжевая зона», нахождение в которой обернется для банка• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России
повышенными отчислениями в фонд страхования. При попадании в «оранжевую зону»
сразу по нескольким нормативам банк• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России будет платить повышенные взносы по
максимальному нарушению. Ставка отчислений может составить около 1,5–2,5%
годовых от размера превышения риска.
Отмена льгот
С начала 2025 г. перестанет действовать мера, которая с 2018 г. позволяет
банкам• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России использовать пониженный риск-вес (50%) по требованиям к заемщикам,
которые попали под санкции• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, а также – не объединять их в ГСЗ. Льгота давала
возможность тем банкам• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России, кто готов был пойти на риск попасть под вторичные
ограничения, нарастить экспозицию на санкционные компании. Но сейчас почти все
крупные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России (около 90% активов сектора) уже находятся под санкциями• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, и
компании могут свободно привлекать у них финансирование• Экономика » Финансы » Финансирование.
Также ЦБ не будет продлевать возможность применять 50%-ный риск-вес при
расчете концентрации на компании, которым в 2022г. выдавались кредиты• Экономика » Финансы » Финансовые услуги » Кредит
• Сфера услуг » Финансовые услуги » Кредит на более
чем 10 млрд руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. Льгота действует до середины 2025 г., ее цель была в том,
чтобы помочь в перераспределении рисков от крупных банков• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России, попавших под
санкции• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции, к небольшим. В реальности большого перераспределения не потребовалось
– крупные банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России с учетом сильных финансовых результатов 2023 г. и долгосрочных
мер поддержки капитала• Экономика » Капитал (поэтапное резервирование заблокированных активов,
временное снижение обязательных надбавок к нормативам достаточности капитала• Экономика » Капитал)
сохранили потенциал финансирования• Экономика » Финансы » Финансирование экономики• Экономика, в том числе крупнейших групп.
С 2028 г. ЦБ отменит льготу по 50%-ному риск-весу при расчете концентрации на
госкомпании• Россия » Государственное устройство России » Государственные компании России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные компании России с выручкой более 2% ВВП. Срок отмены льготы подобран таким
образом, чтобы это не оказывало влияния на крупнейшие банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России: к тому моменту их
концентрация будет снижена за счет отмены санкционных послаблений и поэтапного
ужесточения Н30.
Также Банк России• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России хочет отменить льготу по необъединению «дочек» госкорпораций• Россия » Государственное устройство России » Государственные компании России
• Государство » Государственное устройство России » Государственные компании России
в ГСЗ, сохранив ее только для исполнителей гособоронзаказа• Экономика » Военная экономика » Государственный оборонный заказ (ГОЗ) (ГОЗ• Экономика » Военная экономика » Государственный оборонный заказ (ГОЗ)) и ВЭБ .РФ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вн » ВЭБ.РФ.
Обоснование у регулятора таково: льгота введена в 2009 г. для увеличения
возможности финансирования• Экономика » Финансы » Финансирование важных для экономики страны проектов, а также ГОЗ• Экономика » Военная экономика » Государственный оборонный заказ (ГОЗ),
но многие компании, входящие в соответствующие группы, имеют достаточно
высокую степень операционной и экономической связанности.
ЦБ описал принцип работы нового норматива ликвидности банков• Экономика » Финансы » Банк
Финансы• Экономика » Финансы
Пересмотр связанности
ЦБ хочет уточнить критерии операционно независимых компаний. Наличие единого
бенефициара• Экономика » Финансы у нескольких заемщиков сейчас заставляет банки• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России объединять их в ГСЗ
и рассчитывать на них общий норматив концентрации. Но в некоторых холдингах
есть компании, которые фактически независимы – ведут бизнес• Экономика » Бизнес в разных отраслях,
не связаны финансово и операционно, не имеют взаимных поручительств• Экономика » Финансы » Обязательство » Поручительство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство » Поручительство по
обязательствам• Экономика » Финансы » Обязательство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство и т. д. То есть при возникновении у одного участника группы
финансовых затруднений риск заражения другого может не возникнуть.
ЦБ рассматривает возможность предоставить банкам• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России право не объединять заемщиков
в одну ГСЗ, если они соответствуют одновременно нескольким критериям
операционной независимости: наличие у заемщика рейтинга оценки собственной
кредитоспособности• Экономика » Финансы не ниже «А»; ведение обособленной МСФО-отчетности;
независимые директора• Экономика » Бизнес » Корпоративное управление составляют не менее 20% состава совета директоров• Экономика » Бизнес » Корпоративное управление » Совет директоров, а
директора, не связанные с основным бенецифиаром, занимают более половины
состава; отсутствие кросс-поручительств• Экономика » Финансы » Обязательство » Поручительство
• Государство » Законы и право » Правовая система России » Гражданское право РФ » Обязательство » Поручительство между заемщиками и условий
кросс-дефолта по долговым обязательствам; доля выручки и себестоимости у
одного заемщика не превышает 20% в общем объеме этих показателей у другого
заемщика группы; отсутствуют факты экстраординарной финансовой поддержки
одного заемщика другим, а также основания считать, что такая поддержка будет
предоставлена в будущем.
Сейчас в портфеле российских банков• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России общий долг холдингов, имеющих внутри
независимые ветви бизнеса• Экономика » Бизнес, оценивается ЦБ в 10 трлн руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль. – около 2,6 трлн руб• Экономика » Финансы » Платежные средства » Российский рубль
• Экономика » Экономика России » Российский рубль
• Россия » Экономика России » Российский рубль
• История России » Монеты России » Российский рубль.
может приходиться на операционно независимые компании. Возможность не
связывать такие структуры при расчете нормативов концентрации позволит
отдельным банкам• Экономика » Финансы » Банк
• Экономика » Экономика России » Банки России
• Экономика » Финансы » Банк » Банки России
• Россия » Экономика России » Банки России снизить его значение в отношении некоторых компаний до 10 п.
п.
ЦБ хочет запустить это нововведение с начала 2026 г., но потребуется принять
законопроект об операционно независимых компаниях и «оранжевой зоне».