Стратегическое целеполагание в
современном СП РФ• Россия
01 июля 2024
10
Стратегическое целеполагание в современном СП РФ• Россия
Война имеет три основные цели:
а). завоевание и уничтожение вооруженных сил противника;
б).овладение материальными и другими источниками силы;
в). завоевание общественного мнения[1].
К. фон Клаузевиц
У любой стратегии есть цель, которая является ее главной частью и конечным
итогом, критерием оценки эффективности и основой стратегического планирования
(СП). Стратегическая национальная цель – правильно осознанный национальный
интерес• Государство » Национальные интересы (потребность). Это – банальная истина политической науки, но проблема,
однако, в том, что правящая элита страны• Государство далеко не всегда понимает и адекватно
осознает этот национальный интерес• Государство » Национальные интересы. Отсюда – многие трагедии и национальные
катастрофы, в том числе постигшие народа СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и России• Россия в последние
десятилетия.
Если говорить о том, как это формализуется в СНБ редакции 2021 года, то в Ст.
25 формулируется следующим образом: «С учетом долгосрочных тенденций развития
ситуации в Российской Федерации• Россия и в мире ее национальными интересами• Государство » Национальные интересы на
современном этапе являются:
1). Сбережение народа России• Россия » Народы России
• Этнография » Этносы » Народы России, развитие человеческого потенциала, повышение
качества жизни и благосостояния граждан;
2). Защита конституционного строя, суверенитета• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет, независимости,
государственной и территориальной целостности• Государство » Территориальная целостность
• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территориальная целостность Российской Федерации• Россия, укрепление
обороны страны;
И т.д.[2]
Стратегическое целеполагание с полным основанием можно считать главным этапом
формирования национальной стратегии и важнейшей частью стратегического
планирования. Цель национального стратегического целеполагания — это будущий
желаемый результат для нации• Политика » Нация
• Социология » Нация и государства• Государство. В политике• Россия » Политика России » Политики России
• Политика » Политика России » Политики России и экономике от
правильно сформулированной цели зависит главное – политический и экономический
результат. Неправильная понятый интерес или заведомо искаженная цель неизбежно
ведет к катастрофическим последствиям в политике• Россия » Политика России » Политики России
• Политика » Политика России » Политики России. Пример: абстрактная и ложная
цель «перестройка• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич » Гласность
• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР» и «гласность• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич » Гласность», сформулированные М. Горбачевым• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Го » Горбачев, Михаил Сергеевич, подменившие
реальные цели развития. Или «демократизация», - сформулированная Б. Ельциным• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ел » Ельцин, Борис Николаевич.
Обе эти ложные (и сопутствующие им) цели привели к ложным стратегиям (или,
точнее, их отсутствию), которые, в свою очередь, закончились развалом СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР и
глубоким кризисом в России• Россия. Правильная цель, даже при ошибках в стратегии и
тактике ее достижения, дает положительный результат, «вектор движения». И,
наоборот, даже блестящая стратегия и тактика, огромные ресурсы, не дадут
положительного результата при выборе ложной цели.
Современную историю стратегии России• Россия с точки зрения целеполагания можно
разделить на 4 этапа.
Первый этап, до 1985 года, когда верная в принципе цель построения
справедливого общества и развития справедливых отношений в мире несла в себе
ряд ошибочных положений, которые привели стратегию КПСС к кризису.
Второй этап, - 1986-1991 годы,- выбор ложной цели и попыток формулирование
ложной стратегии, которая провалилась несколько траз по мере реализации
ложного целеполагания.
Третий этап, – 1991-1999 годы – отсутствие сколько-нибудь осознанного
целеполагания, кроме борьбы за власть и радикального слома государственных
институтов.
Четвертый этап,- постепенная эволюция целеполагания на точный вектор развития
национального человеческого капитала при сохранении ошибочных элементов
прежней макроэкономической стратегии[3].
Таким образом, в 2022 году Россия• Россия оказалась с точки зрения целеполагания с
достаточно точной целью опережающего национального развития и укрепления
суверенитета• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет, но при остатках прежней либерально-западнической стратегии
достижения этой цели.
Точно выверенная цель, как и стратегия, - обязательны для любого государства• Государство.
В их отсутствии государство• Государство ждет неизбежный кризис и крах. Опыт России• Россия это
подтверждает. Для всех людей полезно уметь ставить и добиваться целей, как
минимум, бытовых. Тем более для корпораций, институтов и государств• Государство.
Целеполагание помогает структурировать, организовать и начать контролировать
свою деятельность. В конечном счете - учит брать ответственность за
принимаемые решения (именно поэтому, кстати, либералы-деляги не любят
стратегий). Так, например, заявленные в феврале 2022 года В.В. Путиным• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович
стратегические цели СВО на Украине• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) – демилитаризация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Демилитаризация
• Территории с особым статусом » Демилитаризованная зона » Демилитаризация
• Оружие » Демилитаризация и денацификация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Денацификация
• История Германии » Третий рейх » Национал-социализм » Денацификация –
заложили основу его политики• Россия » Политика России » Политики России
• Политика » Политика России » Политики России не только в ходе СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) и внешней политики• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика в
глобальном масштабе, но и внутренней политики России• Россия » Политика России » Внутренняя политика России
• Политика » Политика России » Внутренняя политика России на долгосрочный период.
Что поняли не сразу, и не все.
Важно подчеркнуть, что стратегические цели и целеполагание должны имеет
промежуточные результаты, без которых их достижение невозможно. Как писал
гениальный военный теоретик• Объект человек » Люди по роду занятий » Военные » Военные теоретики А.А. Свечин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Св » Свечин, Александр Андреевич, «Нормально этот путь к конечной цели
распадается на ряд операций, последние разделяются по времени более или менее
значительными паузами, слагаются на значительных участках траектории театра
войны…. Промежуточной цели»[4].
Эффективность стратегии и СП существенно снижается когда такие промежуточные
цели не были сформулированы, либо сознательно скрываются. Именно так произошло
в 2022 году, когда именно отсутствие промежуточных целей в СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) (до объявления
референдумов и частичной мобилизации• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность » Мобилизация » Частичная мобилизация) существенно дезориентировало
общественность России• Россия. И, наоборот, объявление референдумов и частичной
мобилизации• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Военное право » Воинская обязанность » Мобилизация » Частичная мобилизация сделало понятным не только тактику, но и стратегию России• Россия, которая
выходила за рамки ранее объявленных стратегических целей – денацификации• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Денацификация
• История Германии » Третий рейх » Национал-социализм » Денацификация и
демилитаризации• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Демилитаризация
• Территории с особым статусом » Демилитаризованная зона » Демилитаризация
• Оружие » Демилитаризация. Стратегия России• Россия – выживании развитие в бескомпромиссной
борьбе с западной военно-политической коалицией. Сами эти, заявленные прежде
как стратегические, цели (денацификация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Денацификация
• История Германии » Третий рейх » Национал-социализм » Денацификация и демилитаризация• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Демилитаризация
• Территории с особым статусом » Демилитаризованная зона » Демилитаризация
• Оружие » Демилитаризация), превратились в
промежуточные.
Примечательно, что не смотря на радикальные изменения, происходившие в течение
2022 года, принятые в 2021 году документы о стратегическом планировании (СП)
сохранили свою актуальность, что доказывает в целом возвращение качества
политического руководства российской• Россия правящей элите. В главном документе СП
«Основы государственной политики• Государство в сфере стратегического планирования в
Российской Федерации• Россия»[5] , например, прямо говорится, что «целями
государственной политики• Государство в сфере стратегического планирования являются:
а). создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и
научно-технического развития Российской Федерации• Россия, обеспечения национальной
безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность и эффективного стратегического управления на основе
стратегического планирования;
и т.д. вплоть до частностей, которые, на мой взгляд, больше вредят, чем
помогают понять приоритетность значения пункта «а).» этой статьи ФЗ, а именно:
«д). повышение эффективности государственной макроэкономической политики,
формирования ориентиров для инвесторов принятии долгосрочны инвестиционных
решений».
Из них неизбежно «вырастают» промежуточные цели в области идеологии,
экономики, развития ОПК• Экономика » Военная экономика » Оборонно-промышленный комплекс и ВС, которые влияют на национальную стратегию и
целеполагание. Мы наблюдали как в течение всего периода с середины 2021 года
по сентябрь 2022 года шел процесс «нарождения» важных промежуточных целей в
области культуры, образования, науки, наконец, промышленного производства.
Эти стратегические цели в сентябре 2022 года существенно, качественно,
отличаются от заявленных в Стратегии национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность России• Россия в 2021
году, но не принципиально, не своей направленностью (интересно, что главный
вектор – развитие человеческого капитала нации• Политика » Нация
• Социология » Нация и укрепление ее суверенитета• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет -
сохраняется потому, что изначально был выбран верно), а в важных деталях, т.е.
в промежуточных целях.
2022 год стал периодом, когда российская• Россия нация• Политика » Нация
• Социология » Нация в своем большинстве стала
возвращать себе не только национальную идентичность и суверенитет• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет, но и
понимание общенациональной цели развития на уровне конкретных социальных групп
и отдельных личностей. Общая цель – объединяет, как и представление об общем
будущем. Именно такое представление является для нации• Политика » Нация
• Социология » Нация даже более важным, чем
даже классические признаки – общность территории, языка, истории и т.п. Из
пожеланий и намерений можно сделать цели, но желания превратятся в цель в тот
момент, когда они приобретут четкую форму и человек (социальная группа)
осознает их. В 2022 году шел процесс ускоренного осознания национальных
интересов• Государство » Национальные интересы.
С формальной, нормативно-правовой, точки зрения, источником стратегического
целеполагания является Президент Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации, наделенный Конституцией
РФ• Россия » Государственное устройство России » Конституция Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Конституционное право » Конституции » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы » Конституции » Конституция Российской Федерации
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Конституции » Конституция Российской Федерации полномочиями определять основные направления внутренней и внешней политики
Российской Федерации• Россия » Политика России » Внешняя политика России
• Политика » Политика России » Внешняя политика России. Но в 2022 году на это процесс объективно усиленное
влияние оказали патриотические, национально ориентированные, настроения
широких слоев общества, которые прежде не были замечены.
Это говорит в пользу того, что в процесс стратегического целеполагания и СП в
возрастающей степени вовлекаются широкие социальные слои, которые прежде были
усиленно ориентированы на достижении только материального благополучия. В
обществе обозначился своего рода раскол, который хорошо виден на примере
очередей в аэропортах и военкоматах.
Этот процесс требует нормативно-правового закрепления в целях повышения
эффективности государственного и общественного управления, которое является
самым слабым местом власти. Это означает, в частности, необходимости участия в
подготовке и реализации документов не только чиновников, но и широких масс
общественности, прежде всего, ученых, которые должны сделать из нормативных
документов• Стандартизация » Стандарт » Нормативные Документы документы общественно-политического характера, т.е. стратегические.
На федеральном уровне к документам стратегического целеполагания по-прежнему
относятся:
а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации » Послание Президента РФ Федеральному Собранию
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации » Послание Президента РФ Федеральному Собранию
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации » Послание Президента РФ Федеральному Собранию
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации » Послание Президента РФ Федеральному Собранию
Российской Федерации• Россия;
б) стратегия национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия и основы
государственной политики• Государство, доктрины, стратегии, концепции в сфере обеспечения
национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность;
в) документы стратегического планирования социально-экономического развития
Российской Федерации• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ, определяющие национальные цели развития Российской
Федерации• Россия, систему долгосрочных приоритетов и задач государственного
управления• Государство, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного
социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ, утверждаемые Президентом Российской
Федерации• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации и Правительством Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ;
г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации• Россия » Экономика России » Научно-технологическое развитие России
• Экономика » Экономика России » Научно-технологическое развитие России[6].
Кроме того, в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципу
на федеральном уровне разрабатываются:
а) отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации• Россия;
б) стратегия пространственного развития Российской Федерации• Россия;
в) стратегии социально-экономического развития• Россия » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ
• Экономика » Экономика России » Социально-экономическое развитие РФ макрорегионов.
В настоящее время основополагающими документами стратегического планирования
являются Стратегия национальной безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия и Указ
Президента России• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ » О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года на
период до 2030 года»[7].
Содержание и параметры всех видов документов стратегического планирования, в
том числе концептуальных документов целеполагания, определены решением
Президента Российской Федерации• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации[8]. Это процесс требует неотложной
корректировки, в том числе и в связи с участием более широкого круга лиц в
непосредственной защите Отечества.
________________________________________
[1] Клаузевиц, К. фон. Принципы ведения войны.- М.: Центрполиграфпром, 2020,
с. 189• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на С » С-189.
[2] Путин В.В• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович. Указ Президента России• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ №400 «О Стратегии национальной
безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность Российской Федерации• Россия» //
[3] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия:
возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития
системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений и их влияние на управление национальной
обороной Российской Федерации• Россия: сборник материалов круглого стола (19 августа
2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ.- М.: Издательский дом• Средства массовой информации » Средства массовой информации России » Издательства
• Книгоиздание » Издательства
«УМЦ», 2022.- 544 с
[4] Свечин А.А• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Св » Свечин, Александр Андреевич. Стратегия.- М.: Кучково поле, 2003, с.47.
[5] Путин В.В• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович. Указ Президента России• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ № 633 от 8 ноября 2021 года ««Основы
государственной политики• Государство в сфере стратегического планирования в Российской
Федерации• Россия», Часть II, Ст.7 //
[6] Указ Президента РФ• Государство » Законы и право » Правовая система России » Нормативные акты » Указы Президента РФ от 08.11.2021 N 633 «Об утверждении Основ
государственной политики• Государство в сфере стратегического планирования в Российской
Федерации• Россия».
[7] Выступление Президента РФ• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации
• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации на заседании Совета Безопасности• Россия » Государственное устройство России » Совет безопасности Российской Федерации
• Государство » Государственное устройство России » Совет безопасности Российской Федерации
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет безопасности Российской Федерации о мерах по
совершенствованию системы стратегического планирования в Российской Федерации• Россия.
URL:
https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjNof3-65f0AhVOlYsKHY8lDFkQFnoECAIQAQ&url=http%3A%2F%2Fkremlin.ru%2Fevents
%2Fpresident%2Fnews%2F66777&usg=AOvVaw0tUZvRYTZa0aYE870byecF
[8] Положение о порядке разработки, экспертизы и корректировке документов
стратегического планирования в сфере обеспечения национальной̆ безопасности• Государство » Национальная безопасность
• Безопасность » Национальная безопасность
Российской Федерации, мониторинга и контроля их реализации. Пр. № 1180 от
15.06.2015 года // СПС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Союз правых сил (СПС) КонсультантПлюс.
Вход
Автор
Подберезкин Алексей Иванович