Как я потратил 97 млн в
тайге
Как я потратил 97 млн в тайге
Вы знаете, как работают лыжи? Почему лыжа не проваливается в сугробе, когда
ботинок проваливается?
Рассмотрим участок сугроба площадью So. На него действует сила давления со
стороны ботинка или лыжи вниз, а вверх выталкивает сила реакции опоры сугроба
(остальные части сугроба до какого-то предельного момента “подпирают” площадку
So).
Как давит ботинок: сила давления ботинка — это давление ботинка умножить на
площадь So. А давление ботинка в каждой точке поверхности — это его вес,
разделенный на площадь ботинка. Итого для силы давления ботика имеем формулу:
Fдавл_ботинка = Pботинка*So = mg/Sботинка *So
Для лыжи формула будет аналогичная:
Fдавл_лыжи = mg/Sлыжи *So
Так как площадь ботика меньше площади лыжи, то сила давления ботика больше
силы давления лыжи.
Поэтому ходить по сугробам в ботинках не очень удобно.
Доставлять геологов и вахтовиков на объекты за сотни километров в северную
глушь при минус 60 на лыжах негуманно, поэтому для этих целей используют
специальную технику – вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы-снегоболотоходы.
Снегоболотоход• Транспорт » Болотоход
• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы » Болотоход
• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Внедорожник » Болотоход и доставит на вахту, и поможет сбежать в лес, подальше от жены.
Вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы благодаря большей площади, но теперь не лыжи, а колеса, проезжают в
любые дебри.
Одну из таких машин мы разработали и собрали в Красноярске• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Красноярск
• Россия » Реки России » Реки Красноярского края » Енисей » Города на Енисее » Красноярск с полного нуля.
Так как вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы может перевозить 20 человек, его часто сравнивают с буханкой,
но на самом деле он ближе к армейскому Камазу.
Слева армейский бронированный Камаз Тайфун-К, справа вдохновленный им наш
снегоболотоход• Транспорт » Болотоход
• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы » Болотоход
• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Внедорожник » Болотоход Варяг.
Когда мы едем по дорогам общего пользования, мы ловим влюбленные взгляды
земляков, а в статье я расскажу, чего нам это стоило.
Дисклеймер: статья написана автором блога «упал, поднялся» , на основе
интервью с основателями производства снегоболотоходов Варяг, Андреем
Климовичем и Николаем Аликиным.
Содержание
Бизнес-план
Инвестиции• Экономика » Финансы » Инвестиции в производство вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы
Доходы производства снегоболотоходов
Постоянные расходы производства вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы
Себестоимость вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы российского производства
Сколько можно заработать на вездеходе• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы?
У меня уже работало производство по пошиву палаток, но я всегда хотел
производить• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность
• Авиация » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность машины. В тот момент мой будущий начальник производства
разрабатывал станции спутниковой и тропосферной связи для оборонной
промышленности• Экономика » Военная экономика и захотел сменить сферу деятельности.
Николай послушал указание верховного главнокомандующего и углубился в проблемы
северного завоза• Государство » Социальная политика » Северный завоз – доставки грузов• Транспорт » Грузовые перевозки
• Экономика » Логистика » Транспортная логистика » Грузовые перевозки и людей в условиях Крайнего Севера, и так
оказался на производстве снегоболотоходов.
Через общих знакомых мы встретились. Он с идеей запустить свое производство, я
с накопленными деньгами от действующего бизнеса• Экономика » Бизнес.
Коля рассказал идею на листочке А4, а через 2 дня после того, как понял, что я
загорелся, принес подробно расписанный бизнес-план. Мы прикинули расходы,
арендовали площадь на вагоноремонтном заводе• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Вагоностроение и стартовали.
Понадобилось 4 месяца, чтобы прототип с листочка А4 выехал с завода проезжать
горную реку в брод.
Сейчас мы продали 6 вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, но потратили на это 97 млн ₽.
Бизнес-план
На рынке вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы всерьез продает только одна компания• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Av » Avito.ru. Ее оборот – 2 млрд в
год.
От их клиентов я узнал, что разговаривают они через губу: меньше 10 единиц
техники не продадут, а по мнению завода, почти любой случай является
негарантийным.
Я подумал: у них берут некачественный продукт на 2 млрд в год, то есть, сделай
мы хорошо, часть пирога откусить можно. К тому же у нас идет тенденция на
развития Арктики• Политика » Арктический регион, в арктической зоне• Политика » Арктический регион
• Физико-географические регионы » Арктика красноярского края• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край строят порт, дорог там
нет, поэтому будет использоваться такая техника.
Обойти конкурента мы планировали по характеристикам.
Из фичей мы добавили независимую подвеску и модульность.
В независимой колеса не связаны мостом
Такая подвеска позволяет колесам двигаться отдельно друг от друга. И уменьшает
тряску в салоне.
Не в каждом вездеходе• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы вы так сможете во время движения.
Модульность вводили, чтобы увеличить объем задач, которые вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы смогут
решать, а, следовательно, и число потенциальных покупателей.
Так вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы можно превратить в манипулятор, тягач, буровую или
командно-штабную машину.
Но чрезмерно широкий модельный ряд в итоге тоже негативно сказался на общей
смете, хотя и дал нам конкурентное преимущество. Да, теперь наш вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы может
превратиться и в пожарную машину, и в маршрутку по непроходимым болотам, но
стоило нам это дорого.
Инвестиции• Экономика » Финансы » Инвестиции в производство вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы
Ожидание
Изначально мы посчитали 10 млн вложений, дальше мы ждали очередь заказов, и за
счет денег клиентов планировали продолжить оборудовать производство. Мы
договорились использовать мощности красноярского• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Красноярский край » Населенные пункты Красноярского края » Красноярск
• Россия » Реки России » Реки Красноярского края » Енисей » Города на Енисее » Красноярск вагоноремонтного завода• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Вагоностроение,
поэтому часть станков покупать было не нужно.
Реальность
В реальности сумма вложений вышла почти в 10 раз больше плана. На сегодня
общий объем инвестиций• Экономика » Финансы » Инвестиции составил 97 000 000 ₽.
Из них 30,5 млн – это оборудование.
А 60 млн – это месяца, пока мы готовили и дорабатывали опытный образец, а
заказов не было.
Доходы производства снегоболотоходов
Между понятным злом и непонятным добром выбирают понятное зло
Мы сделали новый для рынка продукт и думали, что очевидные преимущества нашего
вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы все должны оценить и, конечно, срочно начать покупать наш
инновационный аппарат.
Но мы столкнулись со всеми прелестями перехода на новое. С привычкой бороться
сложно, даже когда это привычка брать плохие вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы. Под плохие вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы
уже все приспособились, все согласны, что плохо, но уже предсказуемо плохо. А
с новым поставщиком придется выстраивать все по новой, и эта непредсказуемость
пугает. В итоге между понятным злом и непонятным добром, чаще выбирали
понятное зло.
И пока наш вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы гонится за клиентом
Даже те клиенты, которые приезжают на тест-драйв, видят производство, все
равно ведут себя очень осторожно, не доверяют. Почти каждый звонок по
вездеходу• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы заканчивается просьбой дать людей, которые уже продолжительное время
эксплуатируют технику. А это проблематично, когда тех, кто использует технику
крайне немного.
Мы продали 6 вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы (примерно на 55 млн ₽), видимо, наиболее смелым людям
и инноваторам. Сейчас проданные вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы начнут мелькать в вездеходных
кругах и, надеюсь, пойдут заказы. Даже тем заказчиком, что уже купили, нужен
не один вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, а 10 единиц техники, просто пока они купили на пробу.
Мы, конечно, сделали и сайт и рекламу• Реклама в Яндексе, и сняли обзоры у блогеров, но
рынок консервативный и продается все только по сарафанному радио• Экономика » Бизнес » Маркетинг » Маркетинг из уст в уста
• Реклама » Маркетинг из уст в уста. Лучшая
реклама• Реклама, когда твой продукт видят у другого, а дальше:
Что это? Где взял? Записываю.
А на физических лиц я изначально ориентироваться и не хотел. При покупке на 1
млн такой клиент выкружит тебе голову сильнее, чем это сделает компания• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Av » Avito.ru при
покупке на 100 млн. Просто у физика времени тупо больше, чем у компании• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Av » Avito.ru
заниматься всей этой фигней.
Продажа услуг
Дополнительно на опытном образце мы начали зарабатывать на Авито• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Av » Avito.ru. Разместили
объявление• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Av » Avito.ru и пошли заказы. Так, проехав 40 000 км, он уже почти окупил свое
изготовление• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность
• Авиация » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность.
Вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы выполняет задачи в самых глухих местах. Здесь нет ни дорог, ни даже
намека на инфраструктуру – только первозданная природа во всем ее величии.
Постоянные расходы производства вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы
Это те деньги, с которыми мы будем вынуждены расстаться, даже если от нас не
уедет ни одного вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы.
Аренда – 490 000 ₽
Чтобы производить• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность
• Авиация » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, мы арендуем 2 500 кв.м. у вагоноремонтного
завода• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Вагоностроение.
В летний месяц за 490 000 ₽ с коммуналкой.
Зимой за 520 000 ₽ с коммуналкой в месяц.
Часть площади мы непосредственно используем, на части стоят станки, которые
делают детали и для нас, и для вагонов• Транспорт » Железнодорожный транспорт » Подвижной состав железных дорог » Вагоны.
То есть у нас получилась не только аренда, но и частично контрактное
производство. Часть деталей мы заказываем у вагонного завода. А руководство
вагонного завода пригласило нашего начальника производства на полставки и к
себе. Такая промышленная коллаборация.
Сотрудники – 2 700 000 ₽
Сейчас в сборке большого бегемота с агрессивной мордой задействовано 23
человека.
Инженеры – 8 человек, сотрудники планово-экономической службы – 3 человека,
сотрудники производства – 11 человек. Но фотографироваться любят не все
На производстве работают сварщики, механики, маляры и электрики. Слева – своя
термичка.
Начальник производства работал на другом заводе по производству вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, и
часть команды пришла с ним. Так как людей с прямыми руками найти сложно, а
потока заказов пока нет, все сотрудники работают на окладах.
Кадры на таком производстве нужны квалифицированные. Сложность производства в
том, что вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, чтобы не тонуть в снегу или в болоте, должен быть легким. А
легкие детали автоматически означают меньшую прочность. И искать нужный
компромисс нужно с помощью хороших инженеров.
Мы заложили прочность, но в случае просчетов это будут наши издержки по
гарантии. Но мы решили, что лучше нести издержки на гарантию, но привлечь
клиентов сейчас.
А всего наше производство должно ежемесячно выплачивать порядка 4 млн ₽ вне
зависимости от количества произведенных и проданных вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы.
Себестоимость вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы российского производства
Готовыми мы берем: двигатель (800 000 ₽), коробку передач• Транспорт » Транспортные средства » Автомобиль » Трансмиссия » Коробка переключения передач (200 000 ₽),
раздаточную коробку (90 000 ₽), карданы (236 000 ₽), ступицы и колеса (740 000
₽), остальное, включая силовые и несущие конструкции делаем сами. Производство
оставшихся компонентов вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы обходится еще в 2.5 млн ₽.
Итого прямая себестоимость машины с колесной формулой 4 на 4 без учета
постоянных расходов и зарплат составляет 4 566 000 ₽.
Такую базовую комплектацию мы продаем за 6,9 млн ₽.
Если вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы трехосный его себестоимость – порядка 6,4 млн ₽.
Детали мы стараемся брать отечественные. Китайский двигатель заменили минским,
и на этом из китайского у нас осталась магнитола и возможно освещение, но
покупаем мы его в Москве• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва.
Замена китайского двигателя была не только патриотичным шагом. Минские моторы
проще, его любой механик может перебрать на коленке в поле, а вот в китайце,
например, форсунки электронные, и даже если немного конденсата попадет внутрь,
аппаратура прикажет долго жить.
Все остальные узлы – это ГАЗ, УРАЛ, ЗИЛ, то есть запчасти можно приобрести на
сдачу с булки хлеба и по большому счету в любом овощном магазине.
Сколько можно заработать на вездеходе• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы?
Если посмотреть на прямую себестоимость в 4 566 000 ₽ и на продажную цену в
6,9 млн ₽ может показаться, что мы нашли золотую жилу. Но вся проблема
заключается в объеме производства.
Команда в 23 человек способна производить• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность
• Авиация » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность порядка 12 машин в месяц. И в этом
случае постоянные расходы (аренда, зарплата) в 4 млн ₽ будут делиться на 12. А
это всего +333 000 ₽ к себестоимости 1 вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы.
Тогда общая себестоимость одного вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы (4 на 4) в базовой комплектации
составит 4 899 000 ₽ и, продав его за 6,9 млн ₽, можно будет получать порядка
2 млн ₽ прибыли. Что означает рентабельность порядка 29%. А еще на этом объеме
улучшаться закупочные цены, что на несколько процентов улучшит прибыль.
Но вот если вы в месяц производите• Машиностроительная промышленность » Транспортное машиностроение » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность
• Авиация » Авиационная промышленность » Военная авиационная промышленность всего 5 вездеходов• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, то теперь постоянные
расходы в 4 млн ₽ вы уже поделите на 5, а это +800 000 ₽ к себестоимости
вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, за счет постоянных расходов.
Тогда общая себестоимость одного вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы составит 5 366 000 ₽ и, продав его
за 6,9 млн ₽, можно будет получить с 1 вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы всего 1 534 000 ₽. Что
означает рентабельность порядка 22%.
У нас же сейчас стадия развития предприятия• Экономика » Бизнес » Предприятие, когда мы продаем по 1 вездеходу• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы в
месяц или даже в 1• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы » В-1,5 месяца.
И вот в этом случае наши постоянные расходы в 4 млн ₽ беспощадно ложаться на
всего на 1 вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, а это +4 млн ₽ к себестоимости.
Тогда общая себестоимость одного вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы составит 8 566 000 ₽. Что означает
продажу в минус. И так с 1 вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы мы получаем убытков на 1 666 000 ₽. То
есть дешевле было бы совсем не делать и не продавать вездеход• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы, чем продавать
всего 1.
Примерно таким образом общая финансовая ведомость нашего предприятия• Экономика » Бизнес » Предприятие за почти
2 года показывает минус 97 млн ₽. Из них 30,5 мл лежит в оборудование, 5 млн в
первом тестовом вездеходе• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы (но он окупился на услугах), а вот 61,5 млн ₽
принесены в жертву отечественному вездеходостроению.
Все вездеходы• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы обладают положительной плавучестью при оптимальной загрузке 1,5
тонны при своей массе.
Надеюсь, что по примеру нашего вездехода• Транспорт » Транспортные средства » Вездеходы положительная плавучесть сработает и
для нашего бизнеса• Экономика » Бизнес, и в скором времени мы выплывем.
Дисклеймер: статья написана автором блога «упал, поднялся» , на основе
интервью с основателями производства снегоболотоходов Варяг, Андреем
Климовичем и Николаем Аликиным.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес• Экономика » Бизнес, а не этот ваш
успешный успех. Каждую неделю – новая история на основе интервью с
предпринимателем.
Вы прочитаете: как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода• Экономика » Финансы » Пассивный доход,
как я склеил картон и продал на маркетплейсах на 50 млн в год, почему мой
таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес• Экономика » Бизнес, как я делаю и продаю
камни на маркетплейсах на 1,35 млн в месяц, почему умирает производство
пельменей• Обрабатывающие производства » Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака » Производство пищевых продуктов, включая напитки » Производство прочих пищевых продуктов » Производство макаронных изделий в провинции, и как на меня трудится 1 000 работников, хотя они
думают, что работают на себя и др. истории.
Эти статьи я пишу для своего блога, а с командой мы делаем коммерческие блоги,
например, блог МоегоСклада . Если вам нужен контент-маркетинг, например, на
vc.ru или Хабр, напишите Рюмину .