Источник Агентство ТАТАР-ИНФОРМ, Казань
Заголовок Эксперты из РТ оценили первые итоги преподавания «Основ российской государственности»
Дата 20240930

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Эксперты из РТ оценили первые итоги преподавания «Основ российской• Россия
государственности»

Эксперты из РТ оценили первые итоги преподавания «Основ российской• Россия
государственности»

Скопировать ссылку

Эксперты из Татарстана оценили первые итоги преподавания «Основ
российской• Россия государственности», а также ответили, насколько актуально
трансляция ценностей в рамках учебного процесса• Образование » Учебные заведения » Школы в рамках высшей школы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение и какие,
на их взгляд, возможности и риски связаны с преподаванием курса. Комментарии
спикеров были опубликован ы на сайте «Экспертного клуба».

Напомним, недавно стартовал второй год преподавания курса «Основы
российской• Россия государственности», который разработан по поручению
Президента РФ• Государство » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации

• Россия » Политика России » Президент Российской Федерации

• Россия » Государственное устройство России » Президент Российской Федерации

• Политика » Политика России » Президент Российской Федерации
Владимира Путина• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович и при личном участии свыше 7,5 тысяч
преподавателей вузов по всей стране• Государство.

Новый курс должен разъяснить студентам• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
особенности российской• Россия цивилизации и
характерные для нее ценности. Созданы первые три специализированных версий
учебного пособия по курсу для отдельных социально значимых• Государство » Социальная политика направлений
подготовки, среди которых педагогика, медицина и специальности так называемого
«силового блока».

Как отметил первый проректор, проректор по научной работе Казанского
инновационного университета, доктор юридических наук• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный » Ученые степени и звания » Доктор юридических наук, профессор, эксперт
Общественной палаты Республики Татарстан• Государство » Государственное устройство России » Субъекты РФ » Органы государственной власти Республики Татарстан » Общественная палата Республики Татарстан

• Россия » Федеральные округа РФ » Приволжский федеральный округ РФ » Республика Татарстан » Органы государственной власти Республики Татарстан » Общественная палата Республики Татарстан

• Россия » Государственное устройство России » Субъекты РФ » Органы государственной власти Республики Татарстан » Общественная палата Республики Татарстан

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Об » Общественная палата Республики Татарстан
Игорь Бикеев , любому человеку нужно
понимание происходящих в стране• Государство и мире, зачастую очень непростых, социальных
процессов• Социология
.

«Курс «Основы российской• Россия государственности» такое понимание
формирует. Студенты• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
, его изучившие, лучше знают историю и разбираются в
причинах творившегося раньше и творящегося теперь. Самое главное, что эта
дисциплина позволяет осознать, что россияне• Россия » Население России – это особое сообщество
людей, связанных между собой общими интересами, духовными ценностями и
традициями. Что мы большая и очень интересная богатством разнообразия, но при
этом сплоченная семья• Общество » Семья», - говорит эксперт.

Он добавил, что наши предки создали великую страну• ГосударствоРоссию• Россия, отстояли ее
от множества врагов. Сама принадлежность к ней окрыляет человека, ведь она
– наше общее достояние и колоссальное богатство.

«Люди в рутине обыденной жизни не всегда задумываются о смыслах своей
жизни, своей семьи• Общество » Семья, своей национальности, своей страны• Государство. Курс «Основы
российской• Россия государственности» дает возможность познать самих себя, что
очень важно в современном мире, который вступил в период турбулентности. А
это, в свою очередь, дает внутреннюю опору, которая позволяет человеку идти
вперед, развиваться и созидать», - сказал Бикеев.

Другой эксперт - советник ректора• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Ректоры по стратегическим инициативам Олег Агапов
напомнил, что дисциплина «Основы российской• Россия государственности»
появилась в спектре социально• Государство » Социальная политика-гуманитарных наук высшей школы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение относительно
недавно, а именно с 1 сентября 2023 г.

«Данный курс изначально возник как транс- и междисциплинарный проект,
отвечающий на экзистенциальные и социально• Государство » Социальная политика-исторические вызовы современности,
стоящие перед российской• Россия гражданской политической нацией в XXI в. Идея
подобной вузовской дисциплины «витала» давно, еще в нач. ХХ в.
великий ученый• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный, государственный и общественный деятель• Объект человек » Люди по роду занятий » Общественные деятели

• Политика » Общественные деятели
Д.И. Менделеев говорил
о необходимости «россиеведения», об интегральной дисциплине,
позволяющей осознать феноменологию России• Россия, ее уникальность, образ и стиль
жизнь
, ее место и роль в развитии человеческого рода», - рассказал
спикер.

Он отметил, что в экзистенциальном плане курс «Основы российской• Россия
государственности» - это форма проявления субъектности российской• Россия
гражданской политической нации, форма проявления ее жизнестойкости и
жизнеспособности, своеобразная интеллектуально-мировоззренческая манифестация
ее духа, причастного большим историческим процессам и событиям, созданного и
созидаемого в предстоянии перед Богом, бытием, историей, предшествующими и
последующими поколениями.

Также Агапов оценил, насколько актуально, на его взгляд, трансляция ценностей
в рамках учебного процесса• Образование » Учебные заведения » Школы в рамках высшей школы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение.

«Изучение курса «Основ российской• Россия государственности»
предлагает каждому из нас стать диадохом/приемником/наследником. Бытие каждого
из нас соткано из множества наследований как осознанных, так и неосознанных,
желаемых и не очень, представленных полновесно или по крупицам. Несмотря на
то, что прошлое уже стало и мы не можем изменить или отменить ткань событий,
оно выступает для нас как поле идентичности, как область, которую мы должны
знать и определенным образом заботиться о ней. Современная политическая элита
России• Россиянаучная, военная, административная, творческая – должна
осознавать, что цивилизационная идентичность России• Россия – это не только
предмет оживленной академической дискуссии, а жесткая геополитическая,
экономическая и социокультурная необходимость, связанная с обретением
гуманитарного суверенитета• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Конституционное право » Суверенитет

• Государство » Законы и право » Конституционное право » Суверенитет
, способного выступить основанием для
интегративного, единого по цели и множественного по формам гражданского
служения», - ответил он.

Говоря про возможности и риски, связанные с преподаванием курса, Агапов
уточнил, что курс «Основы российской• Россия государственности» предлагает
рассматривать историю России как чрезвычайно драматический и трагический
процесс, в ходе которого формируется формула устойчивости и созидания,
позволяющая осуществлять «русские• Россия синтезы» (по А.С. Панарину, С.С.
Хоружему), создавать большой цивилизационный стиль России• Россия, позволяющий
преодолеть вызовы неоязыческих и неонацистских экстремистских идеологий.

«Курс «Основы российской• Россия государственности» - на наш взгляд
способствует духовной мобилизации российского общества и формированию
устойчивого интереса к социально• Государство » Социальная политика-гуманитарному мышлению, способного
воодушевить к гражданским инициативам, в области противодействия
«культуры отмены» России, просвещенной политики• Объект человек » Люди по роду занятий » Политик

• Политика » Политик
памяти. Убежден,
что каждое поколение должно выполнить свою работу по формированию
исторического сознания, свой труд по рефлексии, оценке, преемственности,
творчеству, ответственности в истории. Более того, каждое поколение создает
свои практики памяти. Для поколений 2000-х – это общественные движения• Политика » Общественная организация » Общественные объединения и движения
«Бессмертный полк• Политика » Общественная организация » Общественные объединения и движения » Бессмертный полк», «Волонтеры Победы• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на во » Волонтеры Победы (общественное движение)», поисковые
отряды
, военно-исторические клубы, ролевые сообщества, создание
мультимедиа-парков (ВДНХ «Россия• Россиямоя история» или
«Россия• Россиямоя страна• Государство»)», - сказал Агапов.

Еще советник ректора• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Ректоры по стратегическим инициативам добавил, что мы должны
осознать: прежней советской модели памяти уже не будет и насильно
реанимировать ее нет необходимости, но его необходимо исследовать, знать,
достойное ревитализировать.

«Скепсис старших советских поколений в отношении младших российских• Россия
(1990 г.р.) не обоснован реалиями нашей новейшей историко-политической жизни
(две чеченские компании, операция «принуждения к миру» 2008 г.,
Олимпиада 2014, СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) в Сирии и на Украине). Гражданское служение, способность к
самопожертвованию, солидарность – это наша социальная реальность• Социология » Социальная реальность. Другой
вопрос, что в условиях открытого социума гражданскому строительству
рядоположены и феномены аморализма, социальной деградации и девиации. Делая
ставку на институты• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Институты гражданского общества, мы должны осознавать, что и
практики памяти в нем будут существенно отличаться от советского общества.
Прежде всего тем, что это практики разделенной друг с другом исторической
памяти
сограждан. Историческая память apriori интерсубъектна, интерактивна,
множественно-альтернативна, проблемная и публичная», - резюмировал
Агапов.

Также своим мнением на эту тему поделилась кандидат политических наук, доцент,
политолог, Член Российской ассоциации политических наук• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российская ассоциация политической науки (РАПН) Зоя Силаева .

«Курс «Основы российской• Россия государственности», прежде всего,
направлен на то, чтобы научить студентов• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
думать самостоятельно, чтобы выжить в
условиях огромных информационных потоков, не попасть в информационные ловушки
и «пузыри», конструируемые в отношении России• Россия и россиян• Россия » Население России
целенаправленно в условиях нарастающей внешнеполитической
напряженности», - начала говорить эксперт.

Она добавила, что курс «Основы российской• Россия государственности» - это
концентрированный междисциплинарный курс, в котором изначально успешно
переплетались знания и опыт политологов, географов, историков, философов, что
ярко отражает набор разделов: «Что такое Россия• Россия?»,
«Российское государство• Россия-цивилизация», «Российское• Россия
мировоззрение и ценности российской• Россия цивилизации», «Политическое
устройство
России• Россия», «Вызовы будущего и развитие страны• Государство». Это
тот курс, по ее мнению, где преподаватели также учат слушать и слышать друг
друга, аргументировать свою точку зрения и взаимодействовать конструктивно.

«Стремление этот курс подогнать под выполнение какой-то одной
конъюнктурной задачи, пусть даже и из благих побуждений или превратить его в
культурно-массовые мероприятия, в долгосрочной перспективе может дать обратный
эффект, поэтому «заигрываться» с ним не надо», - отметила
Силаева.

Еще эксперт считает, что этот курс должен быть сохранен в лучших
университетских (академических) традициях, необходимо разговаривать со
студентами• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
, пытаться понимать их юношеский максимализм и бескомпромиссность,
никогда не лгать, ни на лекциях, ни просто в разговорах вне аудитории.

В свою очередь, другой эксперт из РТ Евгения Храмова сказала, что уже сам факт
начала преподавания курса, который координирует процесс политической
социализации
молодежи• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь
, является значимым в истории новейшей российской• Россия
государственности.

«Она показывает насколько значимо для общества и государства• Государство
формирование политически грамотного молодого поколения. Поэтому даже первые
итоги уже большой шаг к здоровому российскому обществу», - отмечает
спикер.

Если говорить об актуальности трансляции ценностей студентам• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
высшей школы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение, то
тут, по ее мнению, стоит упомянуть об издержках среднего образования• Образование » Среднее образование.

«Увы, не всегда оно в полной мере способно дать школьнику• Образование » Учебные заведения » Школы понимание
основных, базовых концептов. А это и любовь к Родине, и ценность жизни, и
уважение к старшим, и любовь к близким, и первостепенность семьи• Общество » Семья и детей в
судьбе каждого человека. Очень часто именно педагоги высшей школы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение впервые
доносят до вчерашних школьников• Образование » Учебные заведения » Школы - нынешних студентов• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Образование » Высшее образование » Студенчество
эти ценности. И в данном
случае не суть важно донесла это школа• Образование » Учебные заведения » Школы в полной мере или нет, а важно то, что
вуз• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение становится преемником школы• Образование » Учебные заведения » Школы и венчает политсоциализационные процессы в
образовательном цикле каждого молодого человека• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь
. Основной издержкой здесь
остается то, что далеко не вся молодежь• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь
страны• Государство проходит через вузовскую
систему, не все выбирают вуз• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение в качестве точки на жизненной и профессиональной
траектории», - считает Храмова.

Заведующий кафедрой• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Кафедра (подразделение ВУЗа) международных отношений, мировой политики• Объект человек » Люди по роду занятий » Политик

• Политика » Политик
и дипломатии• Политика » Геополитика » Международные отношения » Дипломатия
Института• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Институты международных отношений Андрей Большаков , комментируя и рассуждая
на ту же тему, сказал, что Курс «Основы российской• Россия
государственности» очень важен для просветительской работы с молодежью• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь
.

«Его содержание должно постоянно меняться и быть адаптировано к запросам
современной молодежи• Социология » Молодежь

• Общество » Социальные группы » Молодежь
. При этом курс должен основываться на российских• Россия
традиционных ценностях. Наличие учебников для данного курса очень важно.
Надеюсь, они станут общедоступными и будут готовиться учеными• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный из академических
институтов
, ведущими преподавателями университетов страны• Государство и
учителями-исследователями• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный», - сказал Большаков.

Он также считает, что основными преподавателями курса должны являться юристы,
политологи, историки. Философы, культурологи, религиоведы, как правило, не
обладают нужными знаниями, навыками, компетенциями по анализу государства• Государство и
его функций, обладают умозрительным мышлением, добавил спикер.

«Неплохо было бы данный курс экстраполировать на школьное обучение. Тем
более, если там отменяют обществознание (кроме старших классов). Преподавание
региональной истории должно идти через федеральное рецензирование учебников и
строгий отбор кадров. Этот курс может быть лазейкой для националистов
различных мастей (в некоторых субъектах федерации). Таких вещей допускать
нельзя», - резюмировал эксперт.

============= Итог: 9,7508 ; Государство#Законы и право#Конституционное право#Суверенитет#Россия 3,8953 ; Государство#Государственное устройство России #Президент Российской Федерации#Путин, Владимир Владимирович 3,2656 ; Государство#Социальная политика 1,7363 ; Государство#Государственное устройство России#Субъекты РФ #Органы государственной власти Республики Татарстан #Общественная палата Республики Татарстан 9,1625 ; Образование#Высшее образование#Студенчество#Молодежь 8,5125 ; Образование#Учебные заведения#Школы 7,1813 ; Образование#Высшее образование#Высшее учебное заведение #Кафедра (подразделение ВУЗа) 5,7812 ; Образование#Высшее образование#Высшее учебное заведение#Институты 5,7812 ; Образование#Высшее образование#Высшее учебное заведение#Ректоры 3,1250 ; Образование#Среднее образование 6,9500 ; Социология#Молодежь#Студенчество 2,7500 ; Социология#Социальная реальность 3,3000 ; Общество#Семья 2,1875 ; Политика#Общественная организация#Общественные объединения и движения #Бессмертный полк 1,5625 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Дипломатия 2,8250 ; Военные конфликты#Военные действия#Специальная военная операция (СВО) 15,4938 ; Россия#Суверенитет 4,7969 ; Россия#Население России

============= Объекты: персоналии Путин, Владимир Владимирович Президент Российской Федерации организации Волонтеры Победы (общественное движение) Общественная палата Республики Татарстан Органы государственной власти Республики Татарстан Российская ассоциация политической науки (РАПН) соц_роль Президент Российской Федерации

============= Географические объекты: 1 55.755555556,37.617500000 Россия

============= Связи: Россия # ассоциации-4 # Суверенитет Студенчество # ассоциации # Молодежь


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»