Источник Армавирский собеседник
Заголовок Кирилл Овчаренко: «Дети должны выстраивать историческую логику»
Дата 20241005

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Кирилл Овчаренко: «Дети должны выстраивать историческую логику• Философия » Логика»

Кирилл Овчаренко: «Дети должны выстраивать историческую логику• Философия » Логика»

Виктория Александрова 05 октября 2024

На чтение: 7 минут

Нравится: 1

За 16 лет преподавания в школе• Образование » Учебные заведения » Школы Кирилл Овчаренко понял одно — чем интереснее
проведешь урок, тем ученики лучше запомнят информацию.

В школе• Образование » Учебные заведения » Школы24 он преподает историю и обществознание• Образование. В 2014 году стал учителем
года
Кубани. Накануне Дня учителя Кирилл Овчаренко рассказал «АС», почему
обществознание• Образованиепредмет прикладной, кто виноват в том, что историю в школах• Образование » Среднее образование » Среднее образование в России » История в Школе
изучают поверхностно, и как не стать жертвой манипуляций.

Научиться понимать

— Почему, выбирая профессию учителя, вы остановились на истории?

— Даже в старших классах история интересовала меня не как школьный предмет, а
как наука. Она приучает человека анализировать исторические процессы и их
влияние на будущее.

Осознание того, что хочу преподавать детям, пришло когда уже учился в
Армавирском педагогическом университете. Наверное, этому способствовало
изучение такого предмета, как педагогика.

— А что вам интересней преподавать: историю или обществознание• Образование?

— Не смогу сказать. Обществознание• Образованиепредмет прикладной. На уроках объясняю
детям, как устроено общество, система управления государством, учу финансовой
грамотности
, читать и уважать законы• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Правовые акты » Законы, быть думающим покупателем. То есть
помогаю им социализироваться в обществе, быть грамотными в разных сферах.

А знание истории позволяет выявлять причинно-следственные связи происходящего
в стране и мире. Мало просто знать последовательность исторических событий,
нужно еще понимать, какие предпосылки• Философия » Логика » Предпосылка предшествовали развитию того или иного
события.

Просто зазубрить даты и факты мало. Школьники• Образование » Учебные заведения » Школы должны научиться выстраивать
историческую логику• Философия » Логика. Тогда смогут понимать, как прошедшие события влияют на
будущее страны.

— Как изменилось преподавание истории за последние 20-30 лет?

— Одно из последних нововведений — единые для всех российских школ• Образование » Среднее образование » Среднее образование в России » Школы России учебники. В
образовательном сообществе долгое время это обсуждали, и вот наконец
Мипросвещения РФ• Россия приняло соответствующее решение.

В новых учебниках представлена официальная позиция государства на исторические
события
. Раньше авторы трактовали те или иные факты по-разному. Например,
революцию 1917 года, развал Советского Союза• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР, перестройку• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » Распад СССР. Не скажу, что такая
разрозненность интерпретаций влияла на патриотическое воспитание детей, но
путаницу в молодых умах создавало. Ученики жаловались, что не могут
разобраться в той или иной исторической подоплеке. Поэтому рекомендовал им
больше читать книг, энциклопедий по истории.

Сегодня по единому учебнику учатся 10-11 классы. В этом году должны
подготовить линейку учебников с 5 по 9 класс.

За последние пять лет в школе• Образование » Учебные заведения » Школы ушли от концентрической системы преподавания
истории. Она сводилась к тому, что до 9 класса изучали историю до XXI века. И
только в старших классах детям преподавали новейший период. Такая методика
привела к тому, что большинство школьников• Образование » Учебные заведения » Школы ничего не знало о событиях XXI
века, ведь примерно 75 процентов учеников уходили из школы• Образование » Учебные заведения » Школы после окончания
девятого класса.

Но плюс нашего времени в том, что расширились возможности цифрового
образования• Образование. Теперь на уроках показываю детям карты, экспонаты• Культура » Музей, исторические
фильмы• Кинематограф » Исторические фильмы
, совершаем с ними визуальные экскурсии.

Экскурсии погружения

— В чем проблемы школьного преподавания истории?

— В поверхностном изучении предмета. Во многом это недочеты авторов учебной
программы
. Например, в пятом классе ученики изучают Древний мир. Во время
урока, затаив дыхание• Филология » Лингвистика » Русский язык » Русские фразеологизмы » Затаив Дыхание, они слушают о жизни первобытных людей, о возникновении
искусства, религии, о Древнем Египте, Древней Греции и Риме.

А с шестого класса учебная программа усложняется, и чтобы ее освоить, детям
уже требуются знания в экономике, политике. А если ученик их не имеет, то не
понимает
причинно-следственных связей, и у него пропадает мотивация к учебе.
Школу• Образование » Учебные заведения » Школы он оканчивает с посредственными знаниями по истории. Как результат, не
каждый молодой человек• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Социология » Молодежь
сегодня может ответить на вопрос, кто такой, например,
Иосиф Сталин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Дж » Сталин, Иосиф Виссарионович или Владимир Ленин• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Ул » Ленин (Ульянов), Владимир Ильич.

Школьники• Образование » Учебные заведения » Школы считают историю сложным предметом, потому что приходится запоминать
много исторических дат, событий, личностей. Но когда ты понимаешь
причинно-следственные связи изучаемого материала, это дается легче.

Проблемой стала и загруженность выпускников• Образование » Среднее образование » Школьное образование » Единый государственный экзамен

• Образование » Среднее образование » Единый государственный экзамен
при подготовке к ЕГЭ• Образование » Среднее образование » Школьное образование » Единый государственный экзамен

• Образование » Среднее образование » Единый государственный экзамен
. Они делают
упор на предметы, необходимые им при поступлении в вузы. А история мало
востребована, поэтому сдают ее единицы. Но в прошлом году одна из учениц нашей
школы• Образование » Учебные заведения » Школы сдала ЕГЭ• Образование » Среднее образование » Школьное образование » Единый государственный экзамен

• Образование » Среднее образование » Единый государственный экзамен
по истории на 95 баллов.

— Чтобы вы поменяли в преподавании истории?

— Необходимо увеличить количество выездных экскурсий. Детям легче погрузиться
в эпоху, понять ее, когда они видят исторические здания, предметы быта. Вот в
Санкт-Петербурге• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург

• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
школьники• Образование » Учебные заведения » Школы вместе с учителями посещают квартиру-музей• Культура » Музей Федора
Достоевского
. Экскурсия помогает детям почувствовать дух того времени и на
эмоциональном уровне лучше запомнить материал.

Армавиру• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Районы Краснодарского края » Армавир

• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Населенные пункты Краснодарского края » Армавир
в этом плане тоже повезло: в городе• Россия » Города России немало исторических объектов,
памятников• Здания и сооружения » Памятники. Однако в учебную программу не включены экскурсии во время уроков.
Вместо этого совершаем виртуальные, рассматривая достопримечательности на
мониторах компьютеров. Но эмоции, которые испытывают дети, посещая музей• Культура » Музей, и от
виртуального просмотра сильно отличаются.

Время от времени с учениками посещаем исторические места Армавира• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Районы Краснодарского края » Армавир

• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Населенные пункты Краснодарского края » Армавир
. Особенно
ребятам понравилась пешеходная экскурсия по улице Кирова. Им было любопытно
узнать, кто жил в старинном особняке, чем занимался этот человек. Приятно
удивили вопросы школьников• Образование » Учебные заведения » Школы о том, как удалось сохранить здания во время
бомбежек, и почему так важны для города• Россия » Города России памятники архитектуры• Архитектура » Памятники архитектуры.

Еще организовали пешую экскурсию «по городским кинотеатрам». И хотя в центре
остался только один — «Марс-сити», с интересом посещаем места, где они
когда-то располагались. Дети удивляются, что в городе• Россия » Города России было столько
кинотеатров. Заинтересовала их табличка на «Марс-сити», где написано, что в
здании кинотеатра состоялся первый съезд Советской кубанской области и
выступали Куприн, Маяковский.

— Что дает подросткам• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Социология » Молодежь
изучение истории города• Россия » Города России?

Воспитание патриотизма и гражданской ответственности начинается в семье• Общество » Семья и
месте, где живешь. Родители рассказывают детям о своих предках, а в школе• Образование » Учебные заведения » Школы
изучаем историю Армавира• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Районы Краснодарского края » Армавир

• Россия » Федеральные округа РФ » Южный федеральный округ » Краснодарский край » Населенные пункты Краснодарского края » Армавир
. Заметил, что школьников• Образование » Учебные заведения » Школы особенно увлекают рассказы• Литература » Художественная литература » Произведения художественной литературы » Прозаические произведения » Рассказы
про старинные здания и известных личностей, посетивших в разное время город• Россия » Города России.

А изучение истории малой родины пробуждает у ребенка любовь к истории в целом.
Он начинает больше интересоваться предметом, читать дополнительную литературу.
Некоторые ученики дискутируют со мной по поводу разных исторических событий.
Мне как учителю интересно услышать их точку зрения. Чем убедительнее ребенок
аргументирует свою позицию, тем интереснее с ним общаться.

— А как заинтересовывать школьников• Образование » Учебные заведения » Школы предметом «История»?

— Стараюсь погрузить их в исторические события разных эпох. На уроках
показываю качественные фильмы, а после просмотра обсуждаем кинокартины.

Однажды смотрели «Александра Невского• Кинематограф » Кинематограф России » Кинокомпании России » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Кинематограф » Кинематограф СССР » Кинокомпании СССР » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мо » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)
», который сняли в 1938 году. Через год
его перестали показывать, а в 1941 году снова выпустили на большие экраны.
Ребята сразу спросили, почему. Объяснил, что в фильме рассказывается о борьбе
Александра Невского• Кинематограф » Кинематограф России » Кинокомпании России » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Кинематограф » Кинематограф СССР » Кинокомпании СССР » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мо » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)
с тевтонским орденом• Религия » Монотеизм » Христианство » Христианские деноминации » Католицизм » Тевтонские Рыцаринемецкими рыцарями. Когда снимали
кино, отношения между двумя странами• Политика » Геополитика » Международные отношения были напряженными. Но в 1939 году
Германия и СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) заключили пакт о ненападении, что на время изменило их. И
«Александра Невского• Кинематограф » Кинематограф России » Кинокомпании России » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Кинематограф » Кинематограф СССР » Кинокомпании СССР » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Мо » Мосфильм » Фильмы кинокомпании Мосфильм » Александр Невский (фильм)
» сняли с показов.

Но с началом войны фильм вернули на экраны, поскольку его содержание идеально
подходило, чтобы воодушевить население на борьбу с фашистами. Многие фразы из
фильма стали культовыми: «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный
бой!», «Но если кто с мечом• Оружие » Холодное оружие » Меч к нам вой-дет, тот от меча• Оружие » Холодное оружие и погибнет! На том
стоит и стоять будет Русская• Россия земля

После просмотра обратил внимание учеников на снятую режиссером Сергеем
Эйзенштейном• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Эй » Эйзенштейн, Сергей Михайлович
сцену, в которой рыцари проваливаются под лед. Однако историки
давно доказали, что этого не было. Но в сознании людей укоренился исторический
миф о том, что тевтонский орден• Религия » Монотеизм » Христианство » Христианские деноминации » Католицизм » Тевтонские Рыцари действительно ушел под лед.

Знания против фейков

— А какой главой российской• Россия истории гордится сегодня молодежь• Общество » Социальные группы » Молодежь

• Социология » Молодежь
?

За 16 лет работы в школе• Образование » Учебные заведения » Школы заметил, что наибольшую гордость школьники• Образование » Учебные заведения » Школы
испытывают за победу в Великой Отечественной войне• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) » История СССР » Великая Отечественная война

• История России » История СССР » Великая Отечественная война

• История России » Великая Отечественная война
и технические достижения
страны. Их восхищает полет Гагарина в космос, развитие космонавтики и авиации
в СССР• Союз Советских Социалистических Республик (СССР) и России• Россия. Именно этому посвящена большая часть экспозиции школьного
музея• Культура » Музей. Не случайно наша школа• Образование » Учебные заведения » Школы находится на улице Авиаторов.

— Если говорить о Новейшей истории России• Россия, то что изучают в этом разделе?

— Раньше в программу входил период до 2000 года. В новом учебнике затрагивают
события до 2022 года. Изучаем социально-экономическую и внешнюю политику• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика

• Темы документов (документы) » Внешняя политика

Владимира Путина• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Пу » Путин, Владимир Владимирович, период президентства Дмитрия Медведева• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Дм » Медведев, Дмитрий Анатольевич. Рассказываем о
предпосылках• Философия » Логика » Предпосылка начала специальной военной операции• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО).

— Легко ли манипулировать знаниями детей в истории?

— Даже взрослым человеком, если у него отсутствуют знания в том или ином
вопросе, легко манипулировать. Поэтому историю своей страны нужно знать.

Недавно на уроке «Разговоры о важном» разбирались с детьми• Общество » Семья, как отличить
фейковую информацию от достоверной.

— И как?

— Не нужно сразу все воспринимать на веру. Стоит включить критическое
мышление
, ознакомиться с информацией сразу из нескольких источников, сравнить
ее и сделать выводы.

============= Итог: 9,1125 ; Образование#Учебные заведения#Школы 4,3625 ; Образование#Среднее образование#Единый государственный экзамен 2,5312 ; Образование#Среднее образование#Среднее образование в России#Школы России 2,5312 ; Образование#Среднее образование#Среднее образование в России #История в Школе 8,9625 ; Общество#Социальные группы#Молодежь 6,9250 ; Общество#Семья 6,1500 ; Союз Советских Социалистических Республик (СССР)#Россия 4,8250 ; Союз Советских Социалистических Республик (СССР)#Распад СССР 2,5625 ; Союз Советских Социалистических Республик (СССР)#История СССР #Великая Отечественная война#Сталин, Иосиф Виссарионович 3,6500 ; Философия#Логика#Предпосылка 3,4836 ; Кинематограф#Кинематограф России#Кинокомпании России#Мосфильм #Фильмы кинокомпании Мосфильм#Александр Невский (фильм) 1,3125 ; Кинематограф#Исторические фильмы 2,8641 ; Литература#Художественная литература #Произведения художественной литературы#Прозаические произведения #Рассказы 2,8641 ; Государство#Законы и право#Теория государства и права#Правовые акты#Законы 2,7000 ; Культура#Музей 1,9375 ; Оружие#Холодное оружие#Меч 1,9844 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Внешняя политика 1,3330 ; Религия#Монотеизм#Христианство#Христианские деноминации#Католицизм #Тевтонские Рыцари 1,3320 ; Филология#Лингвистика#Русский язык#Русские фразеологизмы#Затаив Дыхание 1,3125 ; Военные конфликты#Военные действия#Специальная военная операция (СВО) 1,2500 ; Здания и сооружения#Памятники 1,2500 ; Архитектура#Памятники архитектуры 12,3000 ; Россия#Союз Советских Социалистических Республик (СССР) 5,4500 ; Россия#Города России#Санкт-Петербург 4,1312 ; Россия#Федеральные округа РФ#Южный федеральный округ#Краснодарский край #Районы Краснодарского края#Армавир 4,0750 ; Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Санкт-Петербург#Города России

============= Объекты: персоналии Ленин (Ульянов), Владимир Ильич Советский политический и государственный деятель, организатор и руководитель Октябрьской революции 1917 года, 1870-1924. Медведев, Дмитрий Анатольевич Заместитель Председателя Совета Безопасности РФ Путин, Владимир Владимирович Президент Российской Федерации Сталин, Иосиф Виссарионович Советский политический, государственный, военный и партийный деятель, 1878-1953. Эйзенштейн, Сергей Михайлович Советский режиссёр театра и кино, теоретик искусства, 1898-1948. кинематограф Александр Невский (фильм) тип_поселения Армавир город Санкт-Петербург город

============= Географические объекты: 1 55.755555556,37.617500000 Россия 2 59.938888889,30.315555556 Россия#Федеральные округа РФ#Северо-Западный федеральный округ #Санкт-Петербург 3 44.996111111,41.120555556 Россия#Федеральные округа РФ#Южный федеральный округ #Краснодарский край#Районы Краснодарского края#Армавир

============= Связи: Великая Отечественная война # ассоциации # Сталин, Иосиф Виссарионович Города России # ассоциации-4 # Санкт-Петербург Ленин (Ульянов), Владимир Ильич # ассоциации # Сталин, Иосиф Виссарионович Медведев, Дмитрий Анатольевич # ассоциации # Путин, Владимир Владимирович Россия # ассоциации # Союз Советских Социалистических Республик (СССР)


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»