На
авиапром• Авиация » Авиационная промышленность пролился
золотой дождь. В чьих
ведерках он окажется?
На авиапром• Авиация » Авиационная промышленность пролился золотой дождь. В чьих ведерках он окажется?
Авиаэксперт Вадим Лукашевич: «В авиации• Авиация многое приходится начинать нуля,
но иного выхода у нас нет — иначе летать скоро будет не на чем»
Ирина Мишина
5
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Материал комментируют:
Вадим Лукашевич
Проект бюджета на 2025−2027 годы предусматривает выделение 55 млрд.
рублей на развитие авиастроения, включая проекты МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21, Sukhoi Superjet• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100),
Ми-38, Ансат и Ка-62. Об этом заявил министр финансов• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ Антон Силуанов• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Си » Силуанов, Антон Германович .
«Последующие цифры будут еще увеличены, и в этом году на эти цели
направляется примерно на 20 млрд рублей ниже. То есть мы делаем финансовый
рывок, увеличиваем деньги в авиастроении», — сообщил глава Минфина• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ » Министр финансов РФ
на парламентских слушаниях в Совете Федерации.
Министр уточнил, что средства будут направлены «на сертификацию и на
улучшение летно-технических характеристик». Напомним: в 2025—2027
гг. порядка 6 трлн руб. заложено на достижение технологического лидерства
России• Россия — около 2 трлн руб. в год.
«На эту цель деньги будут направляться в удвоенном объеме по сравнению с
тем масштабом, который был в предыдущей трехлетке», — пообещал
министр.
Вообще-то серийное производство МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21 предполагалось начать еще в 2016 году,
однако потом оно отложилось до 2019 года, затем до 2021 и 2024. Сейчас выпуск
самолета• Авиация » Самолёт намечен на 2025−2026 годы.
Читайте также
«Ложный транзит»: На пути через Россию• Россия у нас оседает много чего,
нам чрезвычайно полезного Ради скромных поступлений в бюджет• Экономика » Финансы » Федеральный бюджет России
• Экономика » Финансы » Бюджет » Федеральный бюджет России Минфин• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство финансов РФ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство финансов РФ
перекрывает поставки в РФ• Россия жизненно важного оборудования
И тут возникает сразу несколько вопросов. Не превратили ли мы МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21 в некий
фетиш? Выпустить — любой ценой! Может быть, рациональнее было бы вложить
средства в другие, полностью отечественные модели? Например, сосредоточиться
на Ту-204• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Туполева » Ту-204
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ту-204 и Ил-114• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » Ил-114
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ил-114, которые мы можем выпускать сами? Транспортник Ил-112
вообще забыли, а он тоже нужен. С такими вопросами мы обратились к кандидату
технических наук• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный » Ученые степени и звания » Кандидат технических наук, бывшему сотруднику ОКБ «Сухой• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ок » Окб Сухого» Вадиму Лукашевичу
.
— МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21 на сегодня действительно наиболее перспективная модель. Да, в
нее было вложено очень много средств, но в импортозамещенной версии самолет• Авиация » Самолёт
стал тяжелее на 7 тонн. В таком виде он конечно малоэффективен. Сейчас будет
сделана новая версия МС — 21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21, более легкая.
Проблема в том, что импортозамещение у нас в авиации• Авиация, по сути, не пошло. Не
получилось. Наши отечественные микросхемы — не на уровне 21-го века. Но
летать не на чем. Поэтому государство решило вкладывать деньги в то, над чем
уже ведутся работы и есть перспективы. Выхода иного, как воссоздавать
отечественный авиапром• Авиация » Авиационная промышленность, у нас нет. Россия• Россия — не та страна, которую можно
проехать на автомобиле.
«СП»: Неужели все так плохо с отечественным авиапарком?
— Импортные А-320 и «Боинги-737• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Boeing » Boeing 737» еще остались в нашем
авиапарке, но долго они не пролетают. Лет 5 максимум.
«СП»: Вы сказали, что импортозамещение у нас не пошло. Почему так
вышло?
— Проблема в том, что мы делаем плохие двигатели. В принципе, Россия• Россия
входит в пятерку стран, которые собственные двигатели производят, но они
отстают от зарубежных. И их не сравнить с теми, что производит, например,
«Дженерал моторс• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Дж » Дженерал Моторс» или «Роллс Ройс».
Приведу пример с Superjet-100• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), на котором стоит двигатель
российско-французского производства. После 2022 года мы эти двигатели
перестали получать и поставили на этот самолет• Авиация » Самолёт свои ПД-14• Авиация » Конструкция летательных аппаратов » Авиационный двигатель » ПД-14
• Космонавтика » Реактивные двигатели » ПД-14. Но поставить
— это еще не значить разрешить летать самолету• Авиация » Самолёт, двигатель надо
сертифицировать. Чтобы создать самолет• Авиация » Самолёт, нужно примерно 7 лет. Чтобы создать
двигатель — 10−12 лет.
Причем сейчас речь идет о создании двигателя, который соответствовал бы
мировому уровню. А у нас пока это не получается. Но иного выхода, кроме как
создавать его самим, у нас нет.
«СП»: Сроки поставок новых российских• Россия гражданских самолетов• Авиация » Гражданская авиация » Пассажирский самолет
постоянно сдвигаются: поставки МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21 перенесены на 2025 год, Superjet 100• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100)
— на 2026 год. Поставки Ил-114−300• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » Ил-114
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ил-114 теперь ожидаются в 2026 году.
Не получится ли, что вложенные в авиацию• Авиация 55 миллиардов окупятся совсем не
скоро? Или не окупятся вообще…
— Я помню, как на самом высоком уровне нам обещали к 2030 году тысячу
отечественных самолетов• Авиация » Самолёт. Сейчас каждый год планы пересматриваются. Проблема в
том, что мы построили планов громадье, не спросив авиакомпании• Авиация » Гражданская авиация » Авиакомпания. Сейчас
выясняется, что так много им и не нужно. Но вообще численность авиапарка
должна быть больше, это дает определенные гарантии.
«СП»: А что вы можете сказать о наших «старых»
самолетах• Авиация » Самолёт — типа Ту-204• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Туполева » Ту-204
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ту-204 и Ил-114• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » Ил-114
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ил-114, которые мы можем сами выпускать?
Почему забыли про Илы?
— На Ту-204• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Туполева » Ту-204
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ту-204 стоит древний, иного слова не найду, двигатель ПС-90• Авиация » Конструкция летательных аппаратов » Авиационный двигатель » ПС-90А. Сейчас
на них уже не летают. Кабина пилота• Авиация рассчитана на трех человек, то есть там
должен присутствовать еще и штурман. А штурманов сейчас у нас вообще не
готовят. То есть это уже не те «умные» машины, которые нужны в
современном мире.
Да, мы выпускаем несколько Ту-204• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Туполева » Ту-204
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ту-204 в год, их использует МЧС или авиакомпания
«Россия• Авиация » Авиация России » Авиакомпании России», которая перевозит первых лиц. Другие авиакомпании• Авиация » Гражданская авиация » Авиакомпания их не
используют. Просто это архаика.
«СП»: Так что все-таки делать с Superjet• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) , на который было
потрачено немало средство. Кстати, сколько?
— По моим данным, от 4 до 6 миллиардов рублей на один такой самолет• Авиация » Самолёт.
Сейчас его переделывают на 80%. Импортозамещенный Superjet• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) весил 7−8
тонн. Это означало, что он может взять на борт не более 60 пассажиров и сможет
летать ниже, чем другие самолеты• Авиация » Самолёт. Плюс топлива придется на него тратить
многократно больше.
Сейчас создается его новая модификация. В принципе — та же история, что
и с МС-21• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » МС-21
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » МС-21. В Совете Федерации сейчас предложили выделить субсидии на
совершенствование Ил-96• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Ильюшина » Ил-96
• Авиация » Самолёт » Самолеты России » Ил-96. Но у него 4 двигателя, таких самолетов• Авиация » Самолёт сейчас в мире
практически нет, он не экономичен. Если его использовать, билеты на него будут
стоить очень дорого.
Читайте также
Олег Царев: У России• Россия есть три варианта завершения СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО) Разговоры о том, что
фронт ВСУ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство обороны Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на во » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство Украины » Министерства Украины » Министерство обороны Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Государство » Государственное устройство Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Государство » Государственное устройство Украины » Правительство Украины » Министерства Украины » Министерство обороны Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Украина » Государственное устройство Украины » Правительство Украины » Министерства Украины » Министерство обороны Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ)
• Украина » Государственное устройство Украины » Вооруженные силы Украины (ВСУ) посыплется, и что Украину• Украина ждет «черная зима», не
соответствуют действительности
«СП»: Как вы считаете, финансирование в таком объеме авиапрома• Авиация » Авиационная промышленность
вообще уместно, если у нас мало что получается, судя по фактам, которые вы
приводите?
— А куда нам деваться? Создаем как можем и что можем. Наш авиапарк
практически угробили в 90-е, закупив лизинговые старые «Боинги». А
на собственный авиапром• Авиация » Авиационная промышленность махнули рукой. Сейчас приходится начинать фактически с
нуля. Но иного выхода у нас нет.
Иначе летать скоро будет не на чем. Тут еще надо иметь в виду, что мы делаем
детали для наших импортозамещенных самолетов• Авиация » Самолёт на станках 30-летней давности,
это еще советские станки. На них современные детали не сделаешь.
Но озвученная министром сумма в 55 миллиардов так или иначе прозвучала. Мы не
знаем, сколько запрашивалось, но получилось именно столько. Как эти деньги
будут потрачены, мы скоро поймем.
Но истории с посадками генералов из Минобороны• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ми » Министерство обороны России
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России
• Россия » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России
• Государство » Государственное устройство России » Правительство РФ » Министерства России » Министерство обороны России заставляют задуматься о том,
что коррупция в стране — гигантская. То, что в отношении этих 55 млрд
будет нецелевое использование, от этого никуда не деться.
«СП»: Проблема, вероятно, еще и в том, что многие предприятия• Государство » Законы и право » Гражданское право » Предприятие
• Экономика » Бизнес » Предприятие
переориентированы на гособоронзаказ• Экономика » Военная экономика » Государственный оборонный заказ (ГОЗ), и многим сейчас не до гражданской
авиации• Авиация » Гражданская авиация…
— Это так. Все, что связано с СВО• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), сейчас на первом месте. И если
директор завода• Государство » Законы и право » Гражданское право » Предприятие
• Экономика » Бизнес » Предприятие сорвет выпуск Superjet• Авиация » Самолёт » Самолеты по фирмам производителям » Самолеты Сухого » Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), ему ничего не будет. А вот если не
выпустит в нужное время в нужном объеме военную технику• Оружие » Военная техника — с него спросят
по полной.