Источник Алтайская Правда, Барнаул
Заголовок «Мало знать факты». Алтайский этнограф рассказал, какие вызовы стоят перед исторической наукой сегодня
Дата 20241020

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
«Мало знать факты». Алтайский этнограф• Этнография рассказал, какие вызовы стоят перед
исторической наукой• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки сегодня

«Мало знать факты». Алтайский этнограф• Этнография рассказал, какие вызовы стоят перед
исторической наукой• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки сегодня

Главная / Статьи

18:20, 20 октября 2024г, Образование 22

Фото Олег БОГДАНОВ

«Задача исторической науки• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки сейчасборьба с фальсификациями и
фейками, которые неизбежно наполняют интернет-пространство. Через них идет
затуманивание рассудка современного человека», – говорит Иван
Назаров, директор Института истории и международных отношений АлтГУ. Недавно
ученый• Объект человек » Люди по роду занятий » Учёный вернулся с Третьего национального форума преподавателей истории, где
обсудили тенденции развития дисциплины.

С вызовами современности

Форум, собравший представителей университетов• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Университет, академических институтов,
профильных органов государственной власти и общественных организаций• Политика » Общественная организация, прошел в
Тюмени• Россия » Федеральные округа РФ » Уральский федеральный округ » Тюменская область » Населенные пункты Тюменской области » Тюмень
. Участники события обсудили меры по повышению качества преподавания
истории в высшей школе• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение.

– Вопросы исторического образования остро встали в нашей стране в связи
с изменением роли этой науки• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки. Накопился целый ряд проблем, которые
необходимо срочно решать. Отчасти это связано с изменением общей мировой
повестки, международных отношений, – говорит Иван Назаров, директор
Института истории
и международных отношений АлтГУ, председатель Совета
отделения Российского исторического общества• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российское историческое общество (РИО) в Алтайском крае• Россия » Федеральные округа РФ » Сибирский федеральный округ » Алтайский край

• Россия » Регионы России » Сибирь » Западная Сибирь » Алтайский край
. – Мы
видим массу примеров, когда история становится серьезным инструментом в
политической борьбе. Прежние подходы, которые существовали в отношении этой
дисциплины в средней школе• Образование » Среднее образование » Средняя школа

• Образование » Учебные заведения » Школы » Средняя школа
, университетской среде, с вызовами современности не
справляются.

Опыт соседних наших государств показывает, как за несколько десятилетий можно
вырастить на лжи поколение людей, которые агрессивно настроены к прошлому.
Тогда прежние смыслы обесценивают, а самые ужасные страницы истории
превозносят, и исторические личности, антигерои становятся героями
современными. Сегодня для этого используют в том числе и искусственный
интеллект• Информационные технологии » Информационно-коммуникационные технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект

• Информационные технологии » Искусственный интеллект

• Высокие технологии » Информационные технологии и телекоммуникации » Искусственный интеллект
– он при умелом обращении может генерировать фейки.

Изменения, которые давно назрели, уже начали реализовывать благодаря большой
организационной работе Российского исторического общества• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ро » Российское историческое общество (РИО) и профильных
министерств.

Практика показывает, что школьники зачастую получали фрагментарные
знания по этому предмету. На завершающих этапах обучения в школе они могли
вообще сводиться к нулю, потому что ребята выбирали другой набор экзаменов для
поступления в университеты• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Университет и концентрировались на иных дисциплинах, –
продолжает Назаров.

Кроме того, значительная часть старшеклассников• Образование » Среднее образование » Средняя школа

• Образование » Учебные заведения » Школы » Средняя школа
поступает после девятого
класса в колледжи и техникумы. «Там тоже слушают курс истории, но не в
том объеме, который нужен для формирования целостной картины мира»,
отмечает специалист. В результате в университетах• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Университет получается
достаточно странная картина. Абитуриенты оказываются с разным уровнем
исторических знаний.

До недавнего времени науку• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки о прошлом не преподавали на специальностях
технического, естественно-научного цикла, – уточняет Назаров. –
Парадокс: человек получал высшее образование в России• Образование » Образование в России » Высшее образование в России, не имея при этом четких
представлений об историческом контексте развития этой страны.

Обращаться к источникам

Теперь на всех специальностях в университетах• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение » Университет в первых семестрах
ведут историю. «Для этого приняли концепцию преподавания для
непрофильных направлений. Ее долго обсуждали и в итоге одобрили. Скоро
появятся выпускники вузов, которые на себе ощутили новшества», –
говорит Иван Назаров.

Внедрение этой дисциплины повлекло за собой следующую цепочку преобразований.
«Если мы прогоняем через историю как дисциплину тысячи студентов• Образование » Высшее образование » Студенчество, нужна
выверенная литература. Для историков, к примеру, есть учебники, которые были
написаны в разное время. И подготовка профессионалов в этой области ведется по
четким стандартам. Физикам, химикам, будущим программистам, математикам
тоже нужны адаптированные пособия, которые должны быть едиными для всей
страны. Это важно», – продолжает директор Института истории и
международных отношений АлтГУ. Так, с 1 сентября этого года во всех российских
вузах
появился единый учебник. Алтайским студентам• Образование » Высшее образование » Студенчество он тоже доступен. Пока в
электронном варианте.

Особенность нашей науки• Деятельность профессиональная, научная и техническая » Научные исследования и разработки в том, что мало знать факты или рассматривать
какие-то события. Обязательно нужно обращаться к источникам – только они
дают основания говорить о тех или иных процессах, – объясняет Назаров.
– Поэтому в учебно-методический комплекс включили также хрестоматию, где
есть десятки исторических документов от Средневековья до наших дней. На эти
материалы будут опираться преподаватели и обучающиеся.

По словам специалиста, уже есть первые положительные результаты. По итогам
срезов знаний среди студентов• Образование » Высшее образование » Студенчество заметно, что есть прогресс и пробелов становится
меньше. После первого этапа апробации пособий наверняка будет их доработка с
учетом реалий.

– Многие вузы• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение с этим сталкиваются – приходят учиться в том числе и
иностранные ребята. Есть регионы, где история России вообще не изучалась, а
мировое прошлое рассматривали в ином формате, – рассуждает
собеседник. – Попадая в нашу среду без базовой подготовки, они
испытывают сложности в изучении этого курса. Для них нужна адаптационная
программа, в том числе, возможно, на иностранных языках• Филология » Лингвистика » Социолингвистика » Иностранный язык.

С прошлого года в вузах введена еще одна дисциплина – «Основы
российской государственности». «Она объясняет с экономической,
правовой, исторической точек зрения, как сформировалось наше государство и в
чем его особенность. Это важные моменты для формирования сознания молодого
человека
, ценностей нашей культуры, нашей истории», – добавляет
руководитель ИИМО АлтГУ.

Потребность не исчезнет

Назаров уверен: чтобы молодежь знала историю родной страны, нужно
синхронизировать программы в школах и вузах• Образование » Высшее образование » Высшее учебное заведение. «Новые учебники для старших
классов по предмету уже пришли в учебные заведения. Они проходят апробацию,
много дискуссий по поводу качества пособий. Но нужно понимать, что в масштабах
государства прийти к быстрому консенсусу в этом вопросе сложно. В это время
потребность в литературе никуда не исчезает», – говорит он.

Обновленные учебники рассматривают исторический материал, который
приближается к современности. Фактически те события, в которых мы сейчас
живем, еще не закончились. Они требуют определенного осмысления во времени. Но
игнорировать их нельзя, – объясняет Иван Назаров. – Об этом нужно
говорить современным школьникам, чтобы они понимали, почему происходит, к
примеру, специальная военная операция• Военные конфликты » Военные действия » Специальная военная операция (СВО), что за этим стоит, почему важно для
нашей страны отстаивать свои интересы.

На стадии согласования пособия по истории для средних классов. Уже в следующем
году они поступят в школы, чтобы ребята могли в едином ключе рассматривать
материал начиная с древности. Конечно, это повлечет за собой и увеличение
количества часов на изучение истории школьниками.

– Прежние варианты показали свою уязвимость. Все-таки за короткое время
уроков сложно весь материал, формирующий критическое мышление и
гражданственность, выдать. Предполагается, что в дальнейшем объемы изучения
истории в средних и старших классах• Образование » Среднее образование » Средняя школа

• Образование » Учебные заведения » Школы » Средняя школа
вырастут, – рассказывает Назаров.
– На этом фоне говорят о том, что на обществознание будет выделено
меньше времени, поскольку сюжеты предметов частично дублируются.

============= Итог: 4,0750 ; Образование#Высшее образование#Студенчество 3,7875 ; Образование#Высшее образование#Высшее учебное заведение#Университет 1,7500 ; Образование#Образование в России#Высшее образование в России 1,7500 ; Образование#Среднее образование#Средняя школа 2,9000 ; Деятельность профессиональная, научная и техническая #Научные исследования и разработки 2,7812 ; Информационные технологии#Информационно-коммуникационные технологии #Информационные технологии и телекоммуникации#Искусственный интеллект 1,3281 ; Филология#Лингвистика#Социолингвистика#Иностранный язык 1,3125 ; Военные конфликты#Военные действия#Специальная военная операция (СВО) 1,2500 ; Политика#Общественная организация 1,2000 ; Этнография 1,3555 ; Россия#Федеральные округа РФ#Сибирский федеральный округ#Алтайский край 1,3545 ; Россия#Федеральные округа РФ#Уральский федеральный округ #Тюменская область#Населенные пункты Тюменской области#Тюмень

============= Объекты: оквэд Научные исследования и разработки организации Российское историческое общество (РИО) тип_поселения Тюмень город

============= Географические объекты: 1 57.150000000,65.533333333 Россия#Федеральные округа РФ#Уральский федеральный округ #Тюменская область#Населенные пункты Тюменской области#Тюмень 2 53.356111111,83.761388889 Россия#Федеральные округа РФ#Сибирский федеральный округ #Алтайский край


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»