«Ситуации в
1918-м и 2024-м
разные,
но насущные вопросы все
те же» –
Коммерсантъ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на ид » Коммерсантъ (ИД)
13.11.2024, 13:35
«Ситуации в 1918-м и 2024-м разные, но насущные вопросы все те же»
Режиссер Анна Гусева и директор центра «Зотов» — о новом проекте «Мистерия про
это»
В московском центре «Зотов» готовится танцевальная постановка «Мистерия про
это». Режиссером проекта выступила руководитель труппы musicAeterna Dance• Танцы Анна
Гусева, в качестве площадки был выбран центр «Зотов» (проект банка ВТБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Банк ВТБ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Гр » Группа ВТБ » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
• Экономика » Финансы » Банк » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ).
Проект приурочен к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда — именно он
отвечал за постановку по пьесе Владимира Маяковского• Литература » Художественная литература » Драматургия » Пьесы » Пьесы по странам и регионам » Пьесы России » Мистерия-Буфф «Мистерия-буфф• Литература » Художественная литература » Драматургия » Пьесы » Пьесы по странам и регионам » Пьесы России » Мистерия-Буфф», которая
легла в основу спектакля• Театр » Спектакли musicAeterna Dance• Танцы. Мы поговорили с Анной Гусевой и
Дарьей Филипповой об их совместном проекте.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
— Спектакль• Театр » Спектакли-фантазия «Мистерия про это» вдохновлен постановкой Мейерхольда по
пьесе Маяковского «Мистерия-буфф• Литература » Художественная литература » Драматургия » Пьесы » Пьесы по странам и регионам » Пьесы России » Мистерия-Буфф». Как драматические произведения превращаются
в танцевальные проекты и насколько это сложный процесс?
Анна Гусева: В musicAeterna Dance• Танцы мы всегда долго выбираем тип пластического
языка и эстетику• Философия » Разделы философии » Эстетика, в рамках которых будем делать постановку. Мы не можем
сделать спектакль• Театр » Спектакли быстро, за месяц или несколько недель, наши постановки
всегда утопия, что-то, что существует на грани реальных возможностей. В
«Мистерии про это» мы столкнулись еще и со сложной задачей срастить несколько
пластов: тексты Маяковского, биомеханику Мейерхольда, авангардное мышление
Малевича. Поэтому шли долгим и тернистым путем эскизов и проб. Думаю, это
роднит наш путь с процессом постановки драматического спектакля• Театр » Спектакли. А главное
наше отличие — фокус не на слове, а на визуальной эстетике• Философия » Разделы философии » Эстетика.
Возможно, из-за этих «трудностей перевода» язык современного танца• Танцы » Современный танец не так
популярен, как язык драматического искусства• Философия » Разделы философии » Эстетика » Искусство. И в том числе по этой причине он
нам с хореографом• Танцы » Хореография Настей Пешковой особенно интересен. Мы горим идеей сделать
этот язык более популярным, поделиться со зрителями возможностью вместе искать
телесные эквиваленты словам.
— Почему выбор пал именно на центр «Зотов»?
А. Г.: musicAeterna и центр «Зотов» — дружественные институции. Здесь, в
Москве• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва, часто выступают солисты хора и оркестра musicAeterna, и мы давно
хотели сделать что-то совместное. С генеральным директором• Объект человек » Люди по роду занятий » Управленцы » Должности управленцев » Генеральный директор «Зотова» Дарьей
Филипповой искали точки пересечения в области танца• Танцы и перформанса, а они во
многом опираются на эстетику• Философия » Разделы философии » Эстетика Мейерхольда. Так что выставка «От утопии к
театру• Театр» к 150-летию Всеволода Эмильевича стала идеальной точкой опоры и
отсчета для совместного проекта.
— Кому пришла идея спектакля• Театр » Спектакли? Это была ваша инициатива или вы только помогаете
воплотить ее в жизнь?
Дарья Филиппова: Мы в «Зотове» хотели, чтобы выставку, посвященную Всеволоду
Мейерхольду, сопровождала какая-то театральная постановка в стенах центра. Это
мы как-то случайно обсудили с художественным руководителем• Объект человек » Люди по роду занятий » Управленцы » Должности управленцев » Художественный руководитель musicAeterna Dance• Танцы
Анной Гусевой, и дальше уже она придумала тот проект, который мы увидим в
«Зотове» и потом в Санкт-Петербурге• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург на новой площадке Дома радио. А воплотить
идею в жизнь нам всем помогает ПАО банк ВТБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Банк ВТБ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Гр » Группа ВТБ » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
• Экономика » Финансы » Банк » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ.
В целом приятно осознавать, что эта постановка — результат нашего совместного
творческого порыва с коллективом musicAeterna Dance• Танцы. А «Зотов» — это не просто
площадка для реализации чьих-то идей, а институция, хоть и молодая, но
производящая новые яркие проекты для нашей культурной среды.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
— Академические постановки редко зависят от сцены, на которой они ставятся.
Играет ли площадка формообразующую роль в танцевальных перфомансах?
А. Г.: Площадка действительно играет для нас формообразующую роль, потому что
танец• Танцы работает с пространством. Выбирая площадку, я выбираю тему, эстетику• Философия » Разделы философии » Эстетика,
вайб будущего спектакля• Театр » Спектакли, тип хореографии• Танцы » Хореография. Мне нравится обыгрывать памятники
архитектуры• Архитектура » Памятники архитектуры и ставить на необычных сценах, создавать постановки, рассчитанные
на конкретную локацию. А если спектакль• Театр » Спектакли идет еще где-то, приходится
адаптировать его к особенностям нового помещения.
Центр «Зотов», само пространство этого памятника• Здания и сооружения » Памятники конструктивизма, здания
бывшего хлебозавода, в буквальном смысле определило устройство спектакля• Театр » Спектакли.
Большая печь, которая стоит посередине сцены, продиктовала решение в области
сценографии — мизансценирование на 360 градусов. Из-за этой печи-колонны• Здания и сооружения » Памятники » Колонна
зрители в «Зотове» не видят, что находится по ту сторону помещения. Нашей
задачей было поставить сцены таким образом, чтобы люди в зале успели увидеть
все. Перформеры на протяжении всей постановки находятся на крутящейся
платформе, которая окольцовывает эту печь. Так мы воплотили еще одну метафору
именно этого пространства — конвейерное производство. На самом деле сложный
ребус.
— В «Зотове» узнаваемое цилиндрическое пространство. Каким образом будет
решена сценография и как будет задействована форма здания?
Д. Ф.: Создатели «Мистерии» подходят практически к воплощению мечты команды
центра «Зотов» о том, чтобы задействовать наше круглое пространство полностью
и смоделировать в нем кольцевой конвейер, который когда-то здесь
функционировал и лег в основу формы здания.
Сцена в нашей постановке будет двигаться вокруг центральной круглой части
нашего пространства — это сложный прием, эксперимент для всех нас, но мы верим
в него и в то, что круглая форма нас не подведет.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
— Оригинальная постановка стала футуристическим манифестом. Как футуризм
выглядит сегодня, в будущем, о котором рассуждали художники• Объект человек » Люди по роду занятий » Художники
• Изобразительное искусство » Художники того времени?
А. Г.: Сегодня, мне кажется, все, что делали футуристы, делаем и мы. Просто
называем это другими словами. Например, во время Первой мировой войны• История России » Российская империя » Первая мировая война Жан
Кокто служил санитаром полевого госпиталя, а по возвращении включил
аудиозаписи стука колес, шума поездов в балет «Парад», над которым работал с
Эриком Сати. Мы тоже интегрируем шумы в «Мистерию про это». Это лишь один из
инструментов, придуманных футуристами, которыми мы пользуемся до сих пор.
Ну разве что любимый художественный метод футуристов — эпатаж — сегодня,
пожалуй, уже не работает. Футуристы могли отрицать, порицать, давать пощечины
общественному вкусу• Литература » Русская литература » Русская литература по периодам » Серебряный век русской поэзии » Русский футуризм » Пощечина Общественному Вкусу и провозглашать новый мир. Мы, в отличие от них, живем в
мире, в котором все уже сказано. И моя, в частности, задача — не создавать
новое, а создавать честное. Мне интересно, чтобы зритель мог получить некий
опыт и о чем-то задуматься. Я не предлагаю ему решения каких бы то ни было
вопросов или проблем. Я их не решаю, а только нахожу.
— Среди направлений центра «Зотов» не только выставочное и
научно-просветительское, вы активно приглашаете известных режиссеров и
сотрудничаете с различными музыкальными и театральными труппами, в том числе
musicAeterna. Кажется, что центр стал настоящей московской резиденцией Дома
радио. Почему вы решили инициировать столь масштабный проект, как это ложится
в программу центра? И почему была выбрана именно команда musicAeterna Dance• Танцы?
Д. Ф.: Весь коллектив musicAeterna — наши давние друзья, и я лично слежу за
развитием оркестра и проектов в Доме радио уже давно, поэтому естественным для
нас было желание пригласить именно коллектив musicAeterna к сотрудничеству —
сначала для основания музыкальной программы в центре «Зотов» сразу после его
открытия — тут они оказали нам неоценимую поддержку. А затем уже мы, со своей
стороны, стали принимать у себя проекты оркестра, сопровождающие их концертные
программы• Музыка » Музыкальные мероприятия » Музыкальные представления » Концерт в Москве• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва, так как их философия и цели очень близки к тому, что мы
делаем в «Зотове».
Что же касается танцевальной идеи — она также родилась в общении и приобрела
масштаб, в котором ощущает себя musicAeterna — да и «Зотов»,— на меньшее мы не
согласны. К тому же с танцевальным коллективом• Танцы » Танцевальные коллективы musicAeterna нас также роднит
наша молодость — это тоже совсем молодой, но уже доказавший свои таланты
коллектив, экспериментирующий с синтезом искусств• Философия » Разделы философии » Эстетика » Искусство, поэтому кажется, что
освоение нашего пространства вместе с ними представляется тем более интересным
и амбициозным планом.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
— «Мистерия про это» стала своеобразным продолжением тем, затронутых в
оригинальной постановке. Насколько сложно было перенести работу начала XX века
на современный язык?
А. Г.: На этот вопрос стоит ответить словами Малевича: «Я считал своей задачей
создавать не ассоциации с действительностью, существующей за пределами рампы,
а новую действительность». Мы не делаем сиквел постановки Мейерхольда, не
трансформируем ее, не идем за героями Маяковского. Мы идем за большими формами
и мыслями, вложенными в оригинальный спектакль• Театр » Спектакли,— за идеями, которые не
ограничиваются идеологией того времени.
Исторические сломы заставляют нас задаваться множеством вопросов: могу ли я
вписаться в новый мир? Могу ли я на самом деле изменить мир, или единственный
доступный способ выживания — это адаптация? Стоит ли отдаться течению, или
нужно взять ответственность за свои действия, свою жизнь и будущее коллектива?
Будет ли мой отказ от изменений поражением, а готовность измениться — победой?
Мир меняется всегда, так было в начале XX века, так происходит сегодня, так
будет продолжаться впредь. Ситуации в 1918-м и 2024-м разные, но насущные
вопросы все те же.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
Фото: Пресс-служба• Государство » Связи с общественностью » Пресс-служба
• Коммуникации » Связи с общественностью » Пресс-служба musicAeterna
— «Мистерия-буфф• Литература » Художественная литература » Драматургия » Пьесы » Пьесы по странам и регионам » Пьесы России » Мистерия-Буфф» опередила свое время, ввиду чего была понята далеко не всеми
современниками. Ставили ли вы задачу сделать постановку более универсальной,
или вы оставили свободу интерпретации зрителю?
А. Г.: Для меня, как художника• Объект человек » Люди по роду занятий » Художники
• Изобразительное искусство » Художники, очень важно давать зрителям свободу
интерпретации. Тот тип театра• Театр, которым мы занимаемся, невозможен без активного
включения и участия человека в зале. Мы с Настей Пешковой создаем в спектаклях• Театр » Спектакли
эффект симультанности — на сцене одновременно происходит множество событий, и
зритель сам выбирает, за чем ему следить. В наших спектаклях• Театр » Спектакли-калейдоскопах
каждый может увидеть свой узор. При этом у нас нет цели делать универсальные,
понятные постановки, которые разжевывают заданные темы, транслируют одну мысль
или одно, допустим, мое собственное мнение по какому-либо поводу. Мне
импонирует задача ставить вопросы, а не отвечать на них, предоставляя зрителю
право думать самостоятельно.
— Насколько проект «Мистерия про это» перекликается с философией центра
«Зотов»? Что для центра значит этот проект?
Д. Ф.: «Мистерия про это» — это и в какой-то степени манифест действию в
противовес бездействию, и актуализация конструктивистского наследия, и слово
современных авторов и художников• Объект человек » Люди по роду занятий » Художники
• Изобразительное искусство » Художники на тему, заданную сто лет назад, но
актуальную и по сей день,— все это делает этот проект абсолютно органичным для
центра «Зотов».
Этим проектом мы следуем дальше на пути освоения наследия конструктивизма,
вдохновляемся им и показываем, как можно создавать новые художественные
высказывания, используя его как основу.
— Планируются ли гастроли «Мистерии про это» после премьеры• Театр » Театральные премьеры в центре «Зотов»?
Д.Ф.: Да, мы планируем показать спектакль• Театр » Спектакли и в Петербурге• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург, на новой площадке
Дома радио на Невском — команда musicAeterna переехала сюда, пока ВТБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Банк ВТБ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Гр » Группа ВТБ » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
• Экономика » Финансы » Банк » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
реставрирует историческое здание на Итальянской. Надеюсь, скоро мы анонсируем
даты показов. Нам также поступают запросы на ревайвл от других площадок в
конструктивистской эстетике• Философия » Разделы философии » Эстетика, и я понимаю их интерес к такому масштабному
проекту. Было бы здорово устроить гастроли «Мистерии» по памятникам• Здания и сооружения » Памятники
конструктивизма разных городов• Россия » Города России, но одного моего желания недостаточно. Мы
делаем все возможное, чтобы спектакль• Театр » Спектакли жил и шел регулярно в Москве• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и
Петербурге• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Санкт-Петербург
• Россия » Федеральные округа РФ » Северо-Западный федеральный округ » Санкт-Петербург, и будем стараться, чтобы он гастролировал как можно больше.
12+
ПАО Банк ВТБ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оа » Банк ВТБ
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Гр » Группа ВТБ » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
• Экономика » Финансы » Банк » Банки Группы ВТБ » Банк ВТБ
Реклама