Мир в 2035
году: вниз
по лестнице, ведущей
вверх?
Мир в 2035 году: вниз по лестнице, ведущей вверх?
Ноя 14, 2024
Первая четверть века подходит к концу. С каждым годом все менее уместно
утверждать, будто мы по-прежнему находимся в самом начале нового тысячелетия.
Совсем скоро человечество вступит во вторую четверть XXI в., и сегодня,
наверное, самое время задуматься о том, как могла бы закончиться эта вторая
четверть, или, по крайней мере, о том, как мог бы выглядеть наш мир в середине
следующего десятилетия. Как далеко в ближайшие 10 лет может зайти распад
нынешнего мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны, и что
будет с институтами, международными режимами, двусторонними и многосторонними
договорами и другими элементами современной системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений?
Что скорее всего сохранится, а что будет окончательно сдано в исторический
архив? Когда человечество достигнет дна нынешнего кризиса• Финансовый кризис, и каким окажется
это дно?
Корни проблемы
Мир 2035 года, разумеется, будет существенно отличаться от мира 2024 года.
Численность населения• Демография » Численность населения планеты увеличится еще на один миллиард человек — с
восьми до почти девяти миллиардов, — хотя общие темпы роста• Медицина » Физиология человека » Рост человека продолжат
снижаться. В период между 2030 и 2035 гг. глобальное потепление• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата » Глобальное потепление
• Метеорология » Климатология » Изменение климата » Глобальное потепление
• Экология » Охрана окружающей среды » Глобальное потепление, скорее всего,
перешагнет критический порог в 1,5 °С, что вызовет цепочку глубоких и
необратимых изменений в экосистеме планеты, за которыми последуют и не менее
глубокие социальные перемены. Глобальный экономический рост• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост продолжится, хотя
и может значительно замедлиться; Азия, по всей видимости, останется ключевой
движущей силой мировой экономики• Экономика » Мировая экономика, а Китай• Китайская Народная Республика (КНР) окончательно утвердится в роли самой
мощной экономики• Экономика на планете. Национальные экономические приоритеты в
большинстве стран мира, вероятно, продолжат смещаться от традиционных
количественных показателей ВНП• Экономика » Валовой национальный продукт к более комплексным качественным параметрам
устойчивого развития. К 2035 году значительная часть человечества уже будет
жить в условиях, которые современные футурологи называют «пост-информационной
экономикой• Экономика».
Конечно, разнообразные «черные лебеди» — от новой непредвиденной смертоносной
пандемии• Медицина » Эпидемиология » Пандемия до глобальной ядерной войны• Военные конфликты » Война, способной полностью уничтожить
человеческую цивилизацию, — могут значительно скорректировать дальнейший ход
истории. В теории, между 2024 и 2035 гг. может произойти множество
непредсказуемых событий (один из апокалиптических сценариев с оптимистическим
финалом хорошо изображен в китайском• Китайская Народная Республика (КНР) блокбастере «Блуждающая Земля»), но в
данной статье мы позволим себе ограничиться потенциальными изменениями в
мировом порядке, исключающими наиболее катастрофические и наименее вероятные
сценарии.
Распад нынешнего миропорядка еще находится на своей начальной стадии. Пока он
в основном затронул относительно узкий круг двусторонних и многосторонних
институтов и режимов, в которых Россия• Россия играет особо значительную роль — от
Совета Безопасности ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) » Совет Безопасности ООН
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Безопасности ООН и российско-американского режима контроля над
стратегическими вооружениями• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов
• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов до Арктического совета• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ар » Арктический совет и ОБСЕ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ор » Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также глобальные
энергетические• Энергетика, сырьевые и продовольственные рынки• Экономика » Финансы » Товарные рынки » Рынок продовольствия. Однако то, что мы видим
сегодня, может быть лишь вершиной айсберга, поскольку дезинтеграция все больше
затрагивает многие другие сферы мировой политики и экономики• Экономика, например — ВТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирная торговая организация (ВТО) и
ВОЗ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), механизмы нераспространения ОМУ• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие » Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения и международного антитеррористического
сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, различные региональные институты безопасности и развития.
Далеко не все дезинтеграционные тенденции связаны с конфронтацией России• Россия и
Украины• Украина или даже с противостоянием США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китая• Китайская Народная Республика (КНР). Некоторые из явных индикаторов
нарастающих проблем стали заметны задолго до драматических событий последних
двух-трех лет. Например, многостороннее соглашение по иранскому ядерному
портфелю (СВПД — Совместный всеобъемлющий план действий) забуксовало из-за
выхода из него администрации Дональда Трампа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд уже в 2018 г. А в 2019 г.
Вашингтон• Соединённые Штаты Америки (США) » Населенные пункты США » Города США » Вашингтон вышел из Договора с Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности (РСМД). В 2015 г. в Европе• Физико-географические регионы » Европа разразился беспрецедентный миграционный
кризис, последствия которого в полной мере не преодолены и по сей день. В 2016
г. состоялось печально известное голосование в Великобритании• Великобритания по выходу из ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
(Брекзит• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Выход Великобритании из Европейского Союза). Повышенная волатильность• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг на мировых товарных и финансовых рынках• Экономика » Финансы » Финансовый рынок
началась еще раньше — по крайней мере, во время финансового кризиса• Финансовый кризис 2007–2008
гг. Региональные многосторонние организации (от ССАГПЗ до ЭКОВАС) также
испытывали трудности в течение довольно длительного времени. Похоже, что
совокупное воздействие конкретных проблем в разных регионах мира и в различных
измерениях мировой политики и экономики• Экономика в итоге спровоцировало начало
обрушения ранее общепризнанных норм, процедур и принципов, которые до
последнего времени поддерживали международную стабильность и порядок.
Поэтому, вероятно, было бы чрезмерным упрощением утверждать, что
продолжающийся кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис международных отношений вызван исключительно или даже
преимущественно обострением напряженности в отношениях между Россией• Россия и Западом
или в отношениях между Пекином• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин
• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин и Вашингтоном• Соединённые Штаты Америки (США) » Населенные пункты США » Города США » Вашингтон. Проблемы многосторонних
институтов и режимов намного глубже и носят более универсальный характер.
Эффективность и даже легитимность этих институтов и режимов ставится под
сомнение, политические• Политика » Геополитика » Международные отношения популисты утверждают, что эти институты все больше
отрываются от нужд и интересов простых людей и продвигают интересы лишь
космополитических и своекорыстных элит. Достаточно вспомнить, как яростно
Дональд Трамп• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд и его сторонники нападали на ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), или как настойчиво европейские
популисты демонизировали бюрократию ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз в Брюсселе• Бельгия » Населенные пункты Бельгии » Города Бельгии » Брюссель. Во времена усиливающихся
экономических тягот, социальных напряжений и угроз безопасности подобные
настроения неизбежно приобретают больше сторонников и становятся все более
массовыми.
Это означает, что мы не можем анализировать наблюдающийся кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис глобального
управления, не обращаясь к некоторым фундаментальным изменениям внутри
национальных государств• Государство » Национальное государство
• Социология » Социальная эволюция » Национальное государство
• Политология » Национальное государство. То, что мы наблюдаем сегодня внутри многих
государств• Государство, можно охарактеризовать как долгосрочный упадок традиционных
механизмов социальной и политической• Политика » Геополитика » Международные отношения мобилизации, вызванный непрекращающимся
социальным расслоением (стратификацией) и утверждением новых средств
социальной коммуникации. Во многих странах• Государство традиционные политические партии• Политика » Политические организации » Политические партии
теряют прежнюю власть, легитимность основных государственных• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория институтов и
процедур ставится под сомнение. Старые политические• Политика » Геополитика » Международные отношения границы• Государство » Государственная граница между правыми и
левыми, консерваторами и либералами становятся все более расплывчатыми, а
новые четко обозначенные политические• Политика » Геополитика » Международные отношения границы• Государство » Государственная граница пока так не возникли. Вследствие
этих тенденций национальные государства• Государство » Национальное государство
• Социология » Социальная эволюция » Национальное государство
• Политология » Национальное государство (особенно на Западе) все чаще
управляются очень хрупкими и неустойчивыми политическими коалициями, которые
крайне уязвимы и болезненно реагируют даже на незначительные колебания
общественных настроений и предпочтений. Разумеется, от таких политических
коалиций трудно, если вообще возможно, ожидать последовательной и
ответственной внешней политики• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика
• Темы документов (документы) » Внешняя политика, ориентированной на долгосрочную перспективу. В
международных, как и во внутренних делах накапливается дефицит лидерства,
приобретающий опасные масштабы. Уровень неопределенности в международных
отношениях• Политика » Геополитика » Международные отношения продолжает расти, и существует высокая вероятность того, что эта
тенденция сохранится и в будущем.
Преемственность и перемены
Мало кто сомневается в том, что при сохранении нынешних международных
тенденций — а похоже, что в ближайшие десять лет они никуда не денутся —
мировой порядок претерпит еще более глубокие и потенциально опасные изменения,
чем мы можем себе представить сегодня. Остается только надеяться, что
некоторые основные параметры прежней системы и режимов международных отношений
все же сохранятся. С одной стороны, они по-прежнему отражают общие
универсалистские идеи и общие потребности международного сообщества• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество, и
многосторонние платформы для их обсуждения по-прежнему необходимы, несмотря на
глубокие разногласия и многочисленные расколы в мировом сообществе• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество. С другой
стороны, трансформация нынешнего мирового порядка по своей природе все еще
представляет собой скорее эволюционный процесс при сохранении изначального
фундамента, чем подлинную революцию, которая бы полностью разрушила старый
порядок и установила новый. Не стоит недооценивать устойчивость ряда
многолетних международных практик, правил и даже привычек и традиций, которая
не раз давала о себе знать в течение последних двух-трех лет. Вполне вероятно,
что в мире 2035 года все еще можно будет увидеть множество черт мира образца
2024 года или даже мира 1945 года.
Однако через одиннадцать лет авторитет старых международных режимов будет
менее уважаем, а их функциональная эффективность снизится• Демография » Численность населения в том смысле, что
они (или большинство из них) могут стать просто политическими• Политика » Геополитика » Международные отношения символами уже
несуществующего единства человечества. Некоторые функциональные механизмы,
которые не смогут приспособиться к новым потребностям, дадут сбой или
распадутся, как, например, уже распались старые механизмы безопасности между
НАТО и Россией, а создание новых механизмов безопасности в Европе• Физико-географические регионы » Европа будет
сложным и длительным процессом. Трудно себе представить, что в 2035 г. мы
сможем увидеть новые хорошо развитые и формализованные системы коллективной
безопасности в таких регионах, как Северо-Восточная Азия или Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток.
Скорее всего, в обозримом будущем в мире сохранится нынешняя институциональная
усталость, которая станет серьезным препятствием на пути запуска новых
глобальных или региональных организаций.
В то же время уже существующие региональные организации и транс-региональные
механизмы, отражающие общие политические• Политика » Геополитика » Международные отношения, экономические потребности и
требования безопасности своих членов, не только выживут, но и могут стать
более активными действующими лицами, играющими наиболее заметную роль в
мировой политике и экономике• Экономика. Речь идет о таких очень различных по своей
природе организациях как БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС, ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО, АСЕАН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ас » Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и некоторых других. Не
стоит недооценивать институциональную инерцию• Физика » Физические законы и уравнения » Закон (физика) » Инерция, накопленную давно существующими
организациями; к примеру, практически невозможно представить, как можно
распустить или даже радикально трансформировать Организацию
Североатлантического договора• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО. Напротив, весьма вероятно, что по крайней мере
некоторые из этих многосторонних организаций будут и дальше разрастаться,
принимая в свои ряды новых членов. Можно также предсказать более гибкие
механизмы принятия решений в некоторых из них, которые могут размыть красную
линию между членством и партнерством (например, механизмы БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС+). С другой
стороны, платой за дальнейшее расширение может оказаться более сложный и
громоздкий процесс принятия решений, а также ослабление дисциплины в таких
организациях.
В отличие от универсальных механизмов ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), обладающих крайне широким мандатом,
институты, занимающиеся региональными или даже глобальными проблемами,
ориентированные на решение конкретных проблем, состоят из единомышленников и в
силу этого могут претендовать на большее внутреннее единство и большую
функциональную эффективность. Дальнейшее укрепление таких институтов способно
непреднамеренно способствовать дальнейшей фрагментации старой системы
международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений. Иными словами, существование единого международного
порядка в 2035 г. будет скорее символическим, а роль региональных организаций
и транс-региональных механизмов станет более предметной (ориентированной на
решение конкретных задач), тогда как акцент в построении мирового порядка
сместится с крупных и комплексных многосторонних проектов на частные
ситуативные проекты с ограниченным числом заинтересованных участников. Таким
образом, мир 2035 года будет более фрагментированным, чем мир 2024 года, что
еще больше усложнит задачу справедливого распределения общемировых благ и
согласования общей стратегии развития человеческого социума.
Кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности
Важный вопрос в происходящей трансформации — как размывание мирового порядка
может повлиять на отдельные государства• Государство? Можно ли избежать дальнейшего
углубления кризиса• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности, окончательного распада социальных и
политических• Политика » Геополитика » Международные отношения институтов внутри хрупких государств• Государство в разных регионах мира?
Углубится ли нынешний разрыв между успешными и неуспешными государствами• Государство или
он останется прежним? Каково будет влияние вероятного кризиса• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис
государственности на экономический рост• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост, технический прогресс• Социология » Социальная эволюция » Производственные революции » Научно-техническая революция, окружающую
среду и изменение климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата
• Метеорология » Климатология » Изменение климата, на глобальную продовольственную и энергетическую
безопасность• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Энергетическая безопасность
• Безопасность » Энергетическая безопасность, на распространение ядерного оружия• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие и других видов оружия
массового уничтожения, а также на международную миграцию• Демография » Миграция населения?
На наш взгляд, кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности, скорее всего, продолжится, по крайней
мере, в некоторых регионах мира. К 2035 году мы увидим больше стран с
распадающейся государственностью в таких регионах, как Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток, Африка• Физико-географические регионы » Африка
или даже Южная Азия• Физико-географические регионы » Южная Азия. Национальная идентичность в некоторых из этих стран• Государство
остается очень слабой, и ощущение принадлежности к определенной нации зачастую
не такое сильное, как чувство принадлежности к племени, к региону или к
религиозной конфессии. Эти проблемы также усугубляются растущей трансграничной
миграцией населения• Демография » Миграция населения, что нередко приводит к складыванию гибридной идентичности
или параллельных идентичностей. Сегодня около 184 миллионов человек (2,3%
мирового населения• Демография » Миграция населения) живут за пределами страны• Государство своего происхождения. К 2035
году это число легко может удвоиться.
Поскольку у малых и относительно слабых стран• Государство меньше возможностей для
эффективной защиты от неконтролируемых флуктуаций внешней среды, чем у крупных
и сильных держав, они, как правило, острее ощущают последствия распада
мирового порядка. Условия их выживания и успешного развития в кризисных
условиях заметно ухудшаются. Главной задачей для них становится адаптация к
новой, преимущественно неблагоприятной для них среде с минимизацией
сопутствующих издержек. Помимо усугубления внутриполитических проблем, будут
развиваться и становиться более вероятными региональные конфликты. В мире
ближайшего будущего получат дальнейшее распространение терроризм, экстремизм и
сепаратизм, а цель искоренения бедности станет еще более труднодостижимой.
С другой стороны, готовность великих держав участвовать в государственном• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
строительстве в отдаленных уголках земного шара, скорее всего, останется на
низком уровне. Сама идея помощи в государственном• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория строительстве была
скомпрометирована явными неудачами недавних попыток в таких странах• Государство, как
Афганистан, Ирак, Сомали• Сомали или Гаити. Многочисленные внутриполитические проблемы
в развитых странах также ограничат их возможности или готовность к масштабному
перераспределению ресурсов от глобального Севера к глобальному Югу• Политика » Геополитика » Глобальный Юг. Это может
привести к тому, что значительные территории• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг будут де-факто
исключены из системы международных связей, хотя де-юре даже самые слабые
государства• Государство останутся легитимными международными субъектами. Однако подобное
исключение их из жизни мирового сообщества• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество
• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество будет иметь свои пределы:
«несостоявшиеся государства» продолжат генерировать международные проблемы,
«экспортируя• Экономика » Мировая экономика » Экспорт» новые и новые волны нелегальных мигрантов• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Миграционное право » Нелегальные мигранты, трансграничной
преступности (включая наркотики• Медицина » Фармакология » Психоактивные вещества » Наркотик и торговлю людьми), загрязнение окружающей
среды• Экология » Загрязнение и т.д.
Легко предсказать, что продолжающийся распад системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений
и, в частности, растущий раскол между США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китаем• Китайская Народная Республика (КНР) нанесут большой урон
мировой экономике• Экономика » Мировая экономика, техническому прогрессу• Социология » Социальная эволюция » Производственные революции » Научно-техническая революция, попыткам управления изменениями
климата, решениям глобальной продовольственной и энергетической безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Энергетическая безопасность
• Безопасность » Энергетическая безопасность,
не говоря уже о проблемах нераспространения, региональных конфликтах и
международном терроризме. Теоретически малые государства• Государство могут извлечь
какие-то выгоды из конкуренции между США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китаем• Китайская Народная Республика (КНР), балансируя влияние двух
экономических гигантов и получая дополнительные бонусы и преференции от
каждого из них. Однако такие выгоды, даже если они материализуются, все равно
будут перевешиваться общими потерями для мировой экономики• Экономика » Мировая экономика, которые будут
сказываться на всех участниках международной системы.
Парадокс сегодняшнего дня в том, что человечество отчаянно нуждается в более
высоком уровне управления общим мировым хозяйством• Экономика » Мировая экономика » Мировое Хозяйство, но текущие геополитические
тенденции толкают его в прямо противоположном направлении. Конкретные издержки
этих тенденций зависят от многих независимых переменных, в частности, от того,
как долго может продолжаться конфликт между Россией• Россия и Западом, и насколько
всеобъемлющим и радикальным окажется стратегическое размежевание между США• Соединённые Штаты Америки (США) и
Китаем• Китайская Народная Республика (КНР).
В любом случае в 2035 году мы должны быть готовы жить в мире с более низкими
темпами экономического роста• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост, с меньшей социальной сплоченностью в большинстве
стран мира, с более явными и разрушительными климатическими и экологическими
проблемами• Экология, с более ожесточенной конкуренцией за природные ресурсы• Геология » Природные ресурсы и с более
явными и прямыми вызовами безопасности — как традиционными, так и
нетрадиционными. Эпоха интенсивного геополитического соперничества может
принести и некоторые неочевидные преимущества, например, ускоренная гонка в
сфере военных технологий• Высокие технологии » Оборонные технологии и технологии двойного назначения может создать новые стимулы для развития
инновационных гражданских технологий. Обострившаяся конкуренция между великими
державами могла бы дать толчок поиску новых моделей социального и
экономического развития• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост, стимулировать масштабные инвестиции• Экономика » Финансы » Инвестиции в фундаментальную
и прикладную науку на Востоке и на Западе, как это было во время холодной
войны во второй половине XX в. И все же эти выгоды никак не уравновесят новые
проблемы и риски, связанные с фрагментацией системы глобального управления.
В этой связи критически важно, чтобы в течение следующего десятилетия
ответственные участники мировой геополитики и экономики• Экономика были в состоянии
управлять происходящей фрагментацией. Если такая фрагментация выглядит
предопределенной, то, по крайней мере, она должна стать максимально
упорядоченной и наименее болезненной для всех участников процесса, даже если
они по-прежнему будут в корне расходиться во взглядах на желаемый мировой
порядок в более отдаленной перспективе. Способны ли государственные• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория лидеры
овладеть искусством «управления фрагментацией»? Пока это неизвестно — ведь
данное искусство требует большого терпения, эмпатии, выдержки и дальновидности
— тех качеств, которые всегда в дефиците в деле государственного управления• Государство.
«Большой сделки• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка» не будет
Возможно ли представить себе, что ведущие мировые игроки достигнут
стратегического соглашения об основах нового мирового порядка (договорятся о
новой «большой сделке• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка») в период между 2024 и 2035 гг.? Если да, то кто должен
участвовать в таком соглашении и в какой конкретной форме оно может быть
узаконено? Если нет, то возможно ли длительное сосуществование автономных
политических• Политика » Геополитика » Международные отношения и экономических международных подсистем (при сохранении раскола
мира по линиям «Восток — Запад» и «Север — Юг»)?
Есть, по крайней мере, две причины, по которым новая «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка» выглядит
крайне маловероятной. Прежде всего, будет практически невозможно определить,
кто должен участвовать в такой инициативе. Последняя «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка» была
заключена в 1945 г. пятью великими державами-победительницами, которые
согласились создать Организацию Объединенных Наций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН). Несмотря на разногласия по
многим вопросам, им все же удалось достичь приемлемого компромисса. Отчасти
это произошло потому, что их было всего пять, и они во многом были готовы
принять общие, пусть и не идеальные для каждой из них по отдельности, правила
игры. В наши дни трудно представить, чтобы небольшая группа стран• Государство (например,
пятерка постоянных членов СБ ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) » Совет Безопасности ООН
• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Безопасности ООН P5 или двадцатка G20• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бо » Большая двадцатка) принимала решения по
фундаментальным аспектам глобального управления в отсутствие и от имени других
международных игроков — как государственных• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория
• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория
• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория, так и негосударственных. Такие
решения, если они будут приняты, очевидно, не будут признаны легитимными, так
что их конкретное полноценное исполнение едва ли можно обеспечить. С другой
стороны, трудно представить себе «большую сделку• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка», согласованную всеми 193
членами ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) при поддержке сотен частных корпораций, институтов гражданского
общества и других международных игроков. Если это так маловероятно сегодня, то
как это может стать более вероятным в 2035 г., когда глобальная политика и
экономика• Экономика, насколько можно судить, станут еще более сложными и многомерными?
На самом деле, при нынешних обстоятельствах в обозримом будущем будет очень
сложно выявить безусловного гегемона или даже группу гегемонов в
складывающемся мире, и в этом заключается главное отличие текущей эпохи от
прошлой истории. Другими словами — мы не можем ожидать больших исторических
сделок• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка, поскольку времена изменились, и условия для глобальных договоренностей
уже не те, какими они были в прошлом столетии. Новый мировой порядок придется
выстраивать в условиях отсутствия очевидного для всех гегемона (даже
традиционное понимание определения «великой державы» в 2035 г., скорее всего,
будет подвергаться серьезной ревизии), а это значит, что не должно возникнуть
ситуации, когда такой безусловный гегемон устанавливает правила, а остальной
мир лишь пассивно принимает их. Теперь речь может идти о компромиссах, которые
достигаются в ходе многосторонних консультаций между рядом равноправных
международных игроков. Именно здесь кроется наибольшая сложность, поскольку
этот подход потребует от основных игроков принятия друг друга как политически
равных партнеров, признания существования самоценных и самодостаточных
цивилизаций• Китайская Народная Республика (КНР) и обслуживающих цивилизации• Китайская Народная Республика (КНР) идеологических систем, представленных
конкретными странами• Государство. Такой подход потребует от основных игроков согласия с
правами друг друга на участие в построении мирового порядка, а также
достижения компромисса в отношении разных базовых идей и правил, касающихся
нового мирового порядка. Можно достаточно уверенно прогнозировать, что
решительный прорыв по всем этим направлениям в ближайшем будущем маловероятен.
Кроме того, в исторической ретроспективе большие сделки• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка заключались после
масштабных международных конфликтов, которые позволяли зафиксировать и
измерить новый баланс сил в системе международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений. Так было после
Тридцатилетней войны (Вестфальская система), Наполеоновских войн (Венский
концерт), Первой мировой войны• История России » Российская империя » Первая мировая война (Версальская система) и Второй мировой войны
(Ялтинско-Потсдамская система). Однако сегодня прямой военный конфликт• Военные конфликты между
основными участниками международных отношений практически неизбежно перерастет
в глобальную ядерную войну• Военные конфликты » Война, которую никто не может себе позволить. Поэтому
вместо традиционных континентальных или даже глобальных военных конфликтов• Военные конфликты для
проверки меняющегося баланса сил крупные игроки используют различные
заменители и суррогаты — прокси-войны• Военные конфликты » Война, гибридные войны• Военные конфликты » Гибридная война, экономические войны,
технологические войны• Военные конфликты » Война и т.д. Плюс таких заменителей в том, что они позволяют
контролировать риски и ограничивать издержки противостояния, а минус в том,
что они не позволяют точно измерить изменения баланса сил. Прокси- и гибридные
войны• Военные конфликты » Гибридная война могут длиться долго, не определяя окончательного победителя. А в
отсутствие последнего никакая «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка
• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка» не возможна. Очень
маловероятно, что к 2035 г. ситуация в мире изменится каким-либо радикальным
образом; напротив, есть основания полагать, что в следующем десятилетии общий
спектр доступных для основных игроков прокси- и гибридных войн• Военные конфликты » Гибридная война значительно
расширится. Таким образом, наступление «момента истины» в мировых делах может
откладываться на неопределенное будущее.
Если это предположение верно, то это значит, что все мы будем жить в
раздробленном мире в течение длительного времени. В этой связи было бы очень
желательно сохранить хотя бы некоторые области действительно глобального, а не
регионального сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, охватывающие относительно нетоксичные, но тем не
менее критически важные сферы, такие как чувствительные технологии,
биоразнообразие, управление ресурсами и т.д. Однако в наши дни даже такие,
казалось бы, технические вопросы, как ИИ, ГМО• Биотехнология » Генетическая инженерия, общественное здравоохранение и
изменения климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата
• Метеорология » Климатология » Изменение климата, неизбежно приобретают политический• Политика » Геополитика » Международные отношения окрас и используются
крупными игроками для попыток получения преимуществ перед своими оппонентами.
Политизация вопросов сохранения глобального достояния и расширенного
воспроизводства всеобщих благ неизбежно поставит жесткие рамки для
по-настоящему глобального сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность в раздробленном и фундаментально
нестабильном мире. Продвинутое многостороннее сотрудничество• Экономика » Совместная деятельность в воспроизводстве
общественных благ• Экономика » Микроэкономика крайне желательно и даже жизненно необходимо, но, скорее
всего, оно возникнет уже за горизонтом 2035 г.
«Проектный» подход к многостороннему сотрудничеству• Экономика » Совместная деятельность
Возможно ли восстановить приемлемый уровень глобального и регионального
управления «снизу вверх», то есть через набор тактических, ситуативных,
транзакционных соглашений по отдельным и конкретным вопросам? Если да, то
какие вопросы будут наименее токсичными и наиболее перспективными в ближайшем
и более отдаленном будущем? Каким образом подобные соглашения могут перерасти
в нечто более стратегическое, долгосрочное и всеобъемлющее?
Можно использовать два подхода, когда речь идет о глобальном управлении:
«сверху вниз» и «снизу вверх». Подход «сверху вниз» предполагает сначала
достижение консенсуса на макроуровне, определение основных концепций, идей,
ценностей, рамок, механизмов и т.д., а затем продвижение и принятие конкретных
мер на этой согласованной основе. Подход же «снизу вверх» заключается в
избегании споров по концепциям, ценностям и идеологиям в отсутствии
макро-консенсуса и в содействии поэтапному развитию глобального управления от
низкого уровня к высокому посредством прагматичного сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность по
конкретным вопросам.
Самый идеальный способ — это синхронизация и координация подходов «сверху
вниз» и «снизу вверх». Однако в ситуации, когда крупные державы решительно
противостоят друг другу, будет проблематично достигнуть консенсуса по их
расходящимся концепциям, идеям, ценностям и внешнеполитическим доктринам• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешнеполитическая доктрина.
Поэтому, не отказываясь от задачи продвижения глобального управление на
стратегическом уровне, в сложившихся условиях целесообразно взять в качестве
основы для прорыва подход «снизу вверх», чтобы, накапливая достижения в
сотрудничестве• Экономика » Совместная деятельность по конкретным вопросам, продвигать при этом глобальное
управление во все больших масштабах и на все более высоком уровне.
Подход «снизу вверх» к восстановлению глобального управления имеет ряд
очевидных недостатков и потенциальных проблем. Во-первых, узко определенные
темы оставляют мало места для компромиссов, поскольку стороны не могут ожидать
друг от друга, что на уступки в одной области им ответят взаимностью в другой,
или что в какой-то неопределенный момент в будущем в их отношении партнерами
также будет проявлена добрая воля (то, что в теории международных отношений
называют «диффузной взаимностью»). Во-вторых, подход «снизу вверх» слишком
медленно укрепляет доверие между сторонами, поскольку при этом обычно не
затрагиваются основные вопросы безопасности или развития, а главное внимание
уделяется относительно мелким, преимущественно техническим и второстепенным
вопросам. В-третьих, такой подход редко привлекает внимание общественности,
поэтому при его использовании нелегко будет добиться широкой общественной
поддержки тактических и технических соглашений, которые он может обеспечить.
Тем не менее некоторые из недостатков этого подхода можно рассматривать и как
потенциальные сравнительные преимущества. Как правило, небольшие и поэтапные
соглашения могут не попадать в поле политических• Политика » Геополитика » Международные отношения радаров, и для них не нужны
громоздкие и политически сложные процедуры ратификации. Чем более технический
характер носит вопрос, тем более активная роль в его решении отводится
экспертам, что увеличивает их независимость от политиков. Кроме того, как мы
хорошо знаем из истории, увязки не всегда являются положительным фактором в
переговорном процессе; во многих случаях увязка одной проблемы с другой вносит
дополнительные сложности в переговорный процесс и задерживает достижение
взаимоприемлемого соглашения.
Если рассматривать наиболее перспективные тематические приоритеты для такого
подхода к перестройке глобального управления «снизу вверх» в период с 2024 по
2035 гг., имеет смысл сосредоточиться на трех важнейших направлениях.
Во-первых, это общие угрозы безопасности (например, распространение ядерного
оружия• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие и другого ОМУ• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие » Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, международный терроризм, высокотехнологичная
преступность). Во-вторых, это вызовы, связанные с новыми чувствительными
технологиями (ИИ, кибер- и биотехнологии• Биотехнология, управление Интернетом, ГМО• Биотехнология » Генетическая инженерия и
молекулярная инженерия). В-третьих, можно сосредоточиться на сложных
отношениях между человеком и окружающей средой (изменение климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата
• Метеорология » Климатология » Изменение климата,
биоразнообразие и защита окружающей среды, управление ресурсами и переход к
устойчивому развитию). Во всех этих трех областях следует начинать с
относительно небольших, постепенных шагов, а затем переходить к более
комплексным и потенциально более политически противоречивым аспектам
глобального управления.
Удастся ли достичь существенного прогресса в какой-либо из этих широко
определенных областей к 2035 году? Этот вопрос остается открытым. Для каждой
проблемы характерно уникальное сочетание заинтересованных сторон, движущих сил
назревших перемен, политических• Политика » Геополитика » Международные отношения и технических препятствий, механизмов
реализации и проблем с проверкой и контролем. У каждого направления своя
логика, своя динамика, своя инерция• Физика » Физические законы и уравнения » Закон (физика) » Инерция, хотя, в конечном счете, все они
взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому любые успехи или неудачи в одной
области окажут значительное влияние на две другие.
С другой стороны, кажется, что, по крайней мере, в некоторых из
вышеперечисленных болезненных проблем мир на самом деле приближается к точке
невозврата, за которой мы просто утратим способность вернуть негативные
тенденции под контроль человечества. Возможно, наиболее правильным подходом
было бы сосредоточиться на тех угрозах и опасностях, которые нельзя
откладывать до 2035 года, хотя достижение консенсуса по короткому списку таких
приоритетов уже сейчас представляет собой довольно сложную задачу.
Выводы для России и Китая• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• История России » История политики России » Российско-китайские отношения
Что приведенные выше соображения означают для России и Китая• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• История России » История политики России » Российско-китайские отношения? Какую роль может
сыграть каждая из этих двух стран• Государство в формировании нового мирового порядка,
основанного на изменении баланса сил в мире, а также объективных ресурсных,
демографических, технологических и других ограничениях? Существуют ли сферы, в
которых Россия и Китай• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• История России » История политики России » Российско-китайские отношения обладают сравнительными преимуществами, позволяющими им
претендовать на глобальное лидерство? Как можно реализовать эти преимущества
на практике?
Если мы говорим о России• Россия в 2035 г., то можно предположить, что к этому времени
конфликт на Украине так или иначе уже завершится, и будет достигнуто некое
новое соглашение между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и «коллективным Западом». Выстраивание новых
отношений будет медленным, поэтапным и не приведет к восстановлению той модели
взаимодействия, которая существовала в первые два десятилетия нынешнего
столетия. Есть вероятность того, что даже в 2035 г. некоторые из санкций США• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции » Санкции США и
ЕС, введенных• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз против Москвы• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва в 2022–2024 гг., все еще будут действовать.
Выстраивая новую модель отношений, стороны, вероятно, смогут почерпнуть больше
из опыта холодной войны второй половины ХХ века, чем из наследия начала XXI
столетия. Разворот России• Россия в направлении Азии продолжится и дальше, даже если
удастся избежать прямого военного столкновения с НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО и восстановить
определенный уровень сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность с Западом. В то же время Россия• Россия продолжит
активно использовать возможности, открывающиеся в других динамично
развивающихся регионах мира, включая Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток, Африку• Физико-географические регионы » Африка и Латинскую
Америку• Физико-географические регионы » Латинская Америка.
Географическая диверсификация представляется особенно важной в силу того, что
к 2035 году Россия• Россия должна будет найти свое место в новой системе международных
отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений, которая будет сильно отличаться от той, которую мы видим сегодня. В
частности, Россия• Россия должна будет обеспечить себе место в мировой экономике• Экономика » Мировая экономика в
ходе и после завершения четвертой промышленной революции. Нынешняя роль России• Россия
как ключевого поставщика углеводородных ресурсов и других видов сырья вряд ли
сохранится через десять – пятнадцать, а тем более — через двадцать – двадцать
пять лет. Мировое потребление нефти может достичь пика в начале 2030-х гг. или
даже раньше, в то время как мировой спрос на газ• Экономика » Финансы » Товарные рынки » Рынок газа
• Энергетика » Углеводородная энергетика » Рынок газа достигнет своего апогея
примерно на пять-семь лет позже. Москва• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва может столкнуться с серьезными
проблемами при попытке сохранить свою нынешнюю долю на мировых рынках• Экономика » Мировая экономика » Мировой рынок
вооружений• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов
• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов или космических запусков, где многие новички будут агрессивно
бороться за новые контракты. Это предполагает необходимость глубоких изменений
не только во внешнеэкономической стратегии• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
• Экономика » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
• Торговля » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) России• Россия, но и в общей стратегии
модернизации• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов
• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов страны• Государство, которая должна все дальше отходить от существующей
модели, основные параметры которой исторически сложились в принципиально иных
внешних условиях начала 2000-х гг. К такому переходу Москву• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва будут подталкивать
и долгосрочные демографические проблемы• Демография » Демографические проблемы, которые не исчезнут в 2035 г.
Одним из сценариев российского• Россия экономического развития• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост к 2035 г. и в
последующие годы может стать позиционирование России• Россия как «зеленой страны• Государство», то
есть основной упор может быть сделан на сохранении природы, защите окружающей
среды и «зеленом производстве». Учитывая огромные размеры страны• Государство, обилие
разнообразных природных ресурсов• Геология » Природные ресурсы и сохраняющиеся неосвоенные пространства,
Россия• Россия может оказаться в выгодном положении в многолюдном и скученном мире
2035 года. В то же время Россия• Россия может продемонстрировать свои сравнительные
преимущества в некоторых областях фундаментальной и прикладной науки, высшего
образования, общественного здравоохранения и городского планирования. Ключевой
задачей во всех этих областях будет максимальное раскрытие творческого
потенциала российского общества и удержание в стране• Государство лучших и самых ярких умов
в условиях острой международной конкуренции за человеческий капитал.
Наконец, вместе с другими великими державами Россия• Россия могла бы выполнять функции
международного гаранта безопасности, исходя из того, что эти функции будет
крайне востребована в нестабильном и непредсказуемом мире 2035 г. Эти функции
могут распространяться на часть постсоветского пространства• Физико-географические регионы » Постсоветское пространство и на другие
регионы мира, такие как Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток и Африку• Физико-географические регионы » Африка. В идеале такое взаимодействие
должно происходить под эгидой ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), но, как уже отмечалось ранее, эффективность
ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) вряд ли значительно возрастет к 2035 году, поэтому договоренности о
безопасности между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и ее партнерами, скорее всего, будут осуществляться
на основе соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений. Можно
сделать вывод, что в ближайшем будущем международный авторитет России• Россия будет
зависеть от способности страны• Государство вносить свой вклад в воспроизводство различных
глобальных общественных благ• Экономика » Микроэкономика и позиционировать себя как надежного и
предсказуемого международного партнера.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе международная обстановка, в которой
оказался Китай• Китайская Народная Республика (КНР), вероятно, станет более сложной, а международные вызовы, с
которыми он сталкивается, — более серьезными. В будущем динамика отношений
между великими державами изменится, и позиции в тандемах Россия• Россия — США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китай• Китайская Народная Республика (КНР)
— США• Соединённые Штаты Америки (США) в американской дипломатии могут поменяться местами. После окончания
войны на Украине Россия• Россия может перестать быть «самой прямой и явной угрозой»
для США• Соединённые Штаты Америки (США), а отношения России• Россия с Западом перестанут быть такими напряженными, как
сегодня. В то же время отношения с Китаем• Китайская Народная Республика (КНР) станут самым непосредственным
объектом внимания Соединенных Штатов• Соединённые Штаты Америки (США). Это не означает, что отношения России и
США станут дружественными, а отношения Китая• Китайская Народная Республика (КНР) и США• Соединённые Штаты Америки (США) непременно ухудшатся, а
лишь то, что отношения России и США будут относительно менее сложными для
американской дипломатии, а отношения Китая• Китайская Народная Республика (КНР) и США• Соединённые Штаты Америки (США) станут наиболее заметным
вызовом для американцев• Соединённые Штаты Америки (США) » Население США. Это означает, что США будут• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство США
• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Правительство США
• Государство » Государственное устройство США » Правительство США уделять больше внимания и
выделять больше ресурсов для Азиатско-Тихоокеанского региона• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC), энергичнее
продвигать возглавляемые Соединенными Штатами• Соединённые Штаты Америки (США) эксклюзивные механизмы политики,
безопасности и экономики• Экономика с целью стратегического сдерживания Китая• Китайская Народная Республика (КНР). В то же
время деятельность НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО
• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО распространится и на Азиатско-Тихоокеанский регион• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC),
так что условия для стратегической безопасности Китая• Китайская Народная Республика (КНР) станут менее
благоприятными. А накал страстей в горячих точках, таких как Южно-Китайское
море• Моря, заливы, проливы » Моря » Южно-Китайское море, Тайваньский пролив и Северо-Восточная Азия не только не снизится• Демография » Численность населения, но
может стать еще более жарким, достигнув состояния, при котором нельзя
исключать прямые конфликты и противостояния.
Однако роль Китая• Китайская Народная Республика (КНР) в построении мирового порядка будет лишь усиливаться,
поскольку будет расти его международное влияние и авторитет. Темпы
экономического роста• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост
• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост Китая• Китайская Народная Республика (КНР) могут то ускоряться, то замедляться, но его
положение как одной из самых могущественных стран• Государство в мире с точки зрения
общенациональной мощи не поколеблется. Можно нередко услышать предсказания
экспертов о том, как скоро Китай• Китайская Народная Республика (КНР) обгонит США• Соединённые Штаты Америки (США) и станет крупнейшей экономикой• Экономика
мира, но Китай• Китайская Народная Республика (КНР) не ставит перед собой такой цели развития как обогнать или
превзойти США• Соединённые Штаты Америки (США). У Китая• Китайская Народная Республика (КНР) есть свои потребности в развитии и своя траектория,
которой он придерживается. Самое главное — продолжать двигаться вперед, чтобы
страна• Государство все время усиливалась для удовлетворения растущих потребностей своего
населения• Демография » Миграция населения.
Китайское• Китайская Народная Республика (КНР) «лицо» в построении мирового порядка будет более самобытным по мере
того, как его участие будет активизироваться. Страна• Государство будет готова продвигать
собственное видение, делиться своими планами, предоставлять больше ресурсов и
играть более заметную роль в мире. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) уже выдвинул собственные
концептуальные идеи, в которых «сообщество единой судьбы» рассматривается как
общая основа или каркас, а Глобальная инициатива развития, а также Глобальная
инициатива в сфере безопасности и Глобальная цивилизационная инициатива
(создание гармоничного и взаимосвязанного мира) видятся ее вспомогательными
частями. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) рассматривает этот вопрос в глобальной перспективе и
ориентируется на формирование гармоничного и единого международного порядка и
эффективных механизмов глобального управления.
Императивы сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность
Сегодня, когда рушится прежний мировой порядок, а новый еще не сформировался,
российско-китайское сотрудничество• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения
• История России » История политики России » Российско-китайские отношения должно осуществляться в конструктивном
ключе, ориентироваться на стабилизацию. Оно должно быть нацелено на
исправление всего нерационального и несправедливого в нынешнем мировом порядке
с помощью новых конструкций, а не на радикальное и безоговорочное разрушение
прежнего порядка и существующих механизмов целиком, без оглядки на возможные
неблагоприятные последствия подобных действий.
Как два постоянных члена Совета Безопасности ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия несут
серьезную ответственность за сохранение Организации Объединенных Наций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) —
самого широкого, представительного многостороннего механизма в мире — и должны
стремиться адаптировать ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) к происходящим в мире переменам путем рациональных
реформ, восстановить авторитет этой всемирной организации, повысить ее
эффективность и вернуть ей центральную роль в мировой политике. Даже если
эффективность системы ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) в обозримом будущем останется относительно
невысокой, постоянная упорная работа в этой системе очень важна для будущего
мирового порядка.
Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия как представители глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг или его партнеры, должны
работать вместе с ним над построением мирового порядка и системы глобального
управления. Глобальный Юг• Политика » Геополитика » Глобальный Юг не является единым целым и не имеет четкого
определения, он внутренне разнообразен и у разных его стран• Государство нет абсолютно
одинаковых устремлений, поэтому нельзя ожидать, что будет сформирован некий
монолитный механизм сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, представляющий интересы этой большой и
разнородной группы стран• Государство. Однако в течение ближайшего десятилетия вполне
возможно формирование многоуровневых, многодисциплинарных и разноформатных
режимов сопряжения приоритетов отдельных стран• Государство глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг, своего рода
сети многостороннего взаимодействия стран• Государство глобального большинства, в которой
одни механизмы безопасности и развития будут страховать другие.
Изначально ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС были платформами для политического• Политика » Геополитика » Международные отношения, экономического,
гуманитарного сотрудничества, а также сотрудничества в сфере безопасности
между их странами• Государство-участницами, но по мере расширения и развития этих
институтов их функции стали расширяться, а их влияние на международный порядок
и глобальное управление будет и дальше возрастать. С одной стороны, эти два
проекта уже привлекли• Экономика » Финансы » Финансовый рынок немалое число участников, но их членство будет дальше
разрастаться, имея транс-региональный или даже глобальный масштаб. Они уже
широко представлены как источники новых норм, процедур и моделей
сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность как в политической• Политика » Геополитика » Международные отношения, так и в экономической сферах. С другой
стороны, это также механизмы сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, состоящие из стран• Государство с разными
политическими системами• Политика » Политические системы, идеологиями, религиями и цивилизациями• Китайская Народная Республика (КНР), поэтому их
практика также является ценным источником знаний для построения международного
порядка и системы глобального управления. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия — основные участники
этих двух объединений, поэтому в своих подходах к развитию ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС обе
страны• Государство должны уделять все больше внимания задачам строительства нового
мирового порядка и системы глобального управления.
Источник:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mir-v-2035-godu-vniz-po-lestnitse-vedushchey-vverkh/