Источник Журнал Политическое образование.ru, Москва
Заголовок Мир в 2035 году: вниз по лестнице, ведущей вверх?
Дата 20241114

Этим цветом    обозначаются известные системе слова и выражения, принимавшие участие в анализе данного текста, а таким    - идентифицированные, то есть соотнесенные с каким-либо объектом онтологической базы

============= Обработанный текст:
Мир в 2035 году: вниз по лестнице, ведущей вверх?

Мир в 2035 году: вниз по лестнице, ведущей вверх?

Ноя 14, 2024

Первая четверть века подходит к концу. С каждым годом все менее уместно
утверждать, будто мы по-прежнему находимся в самом начале нового тысячелетия.
Совсем скоро человечество вступит во вторую четверть XXI в., и сегодня,
наверное, самое время задуматься о том, как могла бы закончиться эта вторая
четверть, или, по крайней мере, о том, как мог бы выглядеть наш мир в середине
следующего десятилетия. Как далеко в ближайшие 10 лет может зайти распад
нынешнего мирового порядка, установившегося после Второй мировой войны, и что
будет с институтами, международными режимами, двусторонними и многосторонними
договорами и другими элементами современной системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений?
Что скорее всего сохранится, а что будет окончательно сдано в исторический
архив? Когда человечество достигнет дна нынешнего кризиса• Финансовый кризис, и каким окажется
это дно?

Корни проблемы

Мир 2035 года, разумеется, будет существенно отличаться от мира 2024 года.
Численность населения• Демография » Численность населения планеты увеличится еще на один миллиард человек — с
восьми до почти девяти миллиардов, — хотя общие темпы роста• Медицина » Физиология человека » Рост человека продолжат
снижаться. В период между 2030 и 2035 гг. глобальное потепление• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата » Глобальное потепление

• Метеорология » Климатология » Изменение климата » Глобальное потепление

• Экология » Охрана окружающей среды » Глобальное потепление
, скорее всего,
перешагнет критический порог в 1,5 °С, что вызовет цепочку глубоких и
необратимых изменений в экосистеме планеты, за которыми последуют и не менее
глубокие социальные перемены. Глобальный экономический рост• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
продолжится, хотя
и может значительно замедлиться; Азия, по всей видимости, останется ключевой
движущей силой мировой экономики• Экономика » Мировая экономика, а Китай• Китайская Народная Республика (КНР) окончательно утвердится в роли самой
мощной экономики• Экономика на планете. Национальные экономические приоритеты в
большинстве стран мира, вероятно, продолжат смещаться от традиционных
количественных показателей ВНП• Экономика » Валовой национальный продукт к более комплексным качественным параметрам
устойчивого развития. К 2035 году значительная часть человечества уже будет
жить в условиях, которые современные футурологи называют «пост-информационной
экономикой• Экономика».

Конечно, разнообразные «черные лебеди» — от новой непредвиденной смертоносной
пандемии• Медицина » Эпидемиология » Пандемия до глобальной ядерной войны• Военные конфликты » Война, способной полностью уничтожить
человеческую цивилизацию, — могут значительно скорректировать дальнейший ход
истории
. В теории, между 2024 и 2035 гг. может произойти множество
непредсказуемых событий (один из апокалиптических сценариев с оптимистическим
финалом хорошо изображен в китайском• Китайская Народная Республика (КНР) блокбастере «Блуждающая Земля»), но в
данной статье мы позволим себе ограничиться потенциальными изменениями в
мировом порядке, исключающими наиболее катастрофические и наименее вероятные
сценарии.

Распад нынешнего миропорядка еще находится на своей начальной стадии. Пока он
в основном затронул относительно узкий круг двусторонних и многосторонних
институтов и режимов, в которых Россия• Россия играет особо значительную рольот
Совета Безопасности ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) » Совет Безопасности ООН

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Безопасности ООН
и российско-американского режима контроля над
стратегическими вооружениями• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов

• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов
до Арктического совета• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ар » Арктический совет и ОБСЕ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ор » Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а также глобальные
энергетические• Энергетика, сырьевые и продовольственные рынки• Экономика » Финансы » Товарные рынки » Рынок продовольствия. Однако то, что мы видим
сегодня, может быть лишь вершиной айсберга, поскольку дезинтеграция все больше
затрагивает многие другие сферы мировой политики и экономики• Экономика, например — ВТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирная торговая организация (ВТО) и
ВОЗ• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Вс » Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), механизмы нераспространения ОМУ• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие » Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения и международного антитеррористического
сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, различные региональные институты безопасности и развития.

Далеко не все дезинтеграционные тенденции связаны с конфронтацией России• Россия и
Украины• Украина или даже с противостоянием США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китая• Китайская Народная Республика (КНР). Некоторые из явных индикаторов
нарастающих проблем стали заметны задолго до драматических событий последних
двух-трех лет. Например, многостороннее соглашение по иранскому ядерному
портфелю (СВПДСовместный всеобъемлющий план действий) забуксовало из-за
выхода из него администрации Дональда Трампа• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд уже в 2018 г. А в 2019 г.
Вашингтон• Соединённые Штаты Америки (США) » Населенные пункты США » Города США » Вашингтон
вышел из Договора с Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва о ликвидации ракет средней и меньшей
дальности
(РСМД). В 2015 г. в Европе• Физико-географические регионы » Европа разразился беспрецедентный миграционный
кризис
, последствия которого в полной мере не преодолены и по сей день. В 2016
г. состоялось печально известное голосование в Великобритании• Великобритания по выходу из ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз
(Брекзит• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз » Выход Великобритании из Европейского Союза). Повышенная волатильность• Экономика » Финансы » Финансовый рынок » Рынок ценных бумаг на мировых товарных и финансовых рынках• Экономика » Финансы » Финансовый рынок
началась еще раньше — по крайней мере, во время финансового кризиса• Финансовый кризис 2007–2008
гг. Региональные многосторонние организации (от ССАГПЗ до ЭКОВАС) также
испытывали трудности в течение довольно длительного времени. Похоже, что
совокупное воздействие конкретных проблем в разных регионах мира и в различных
измерениях мировой политики и экономики• Экономика в итоге спровоцировало начало
обрушения ранее общепризнанных норм, процедур и принципов, которые до
последнего времени поддерживали международную стабильность и порядок.

Поэтому, вероятно, было бы чрезмерным упрощением утверждать, что
продолжающийся кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис международных отношений вызван исключительно или даже
преимущественно обострением напряженности в отношениях между Россией• Россия и Западом
или в отношениях между Пекином• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Населенные пункты Китая » Города Китая » Пекин

• Китайская Народная Республика (КНР) » География Китая » Административное деление Китая » Административное деление КНР » Города центрального подчинения КНР » Пекин
и Вашингтоном• Соединённые Штаты Америки (США) » Населенные пункты США » Города США » Вашингтон. Проблемы многосторонних
институтов и режимов намного глубже и носят более универсальный характер.
Эффективность и даже легитимность этих институтов и режимов ставится под
сомнение, политические• Политика » Геополитика » Международные отношения популисты утверждают, что эти институты все больше
отрываются от нужд и интересов простых людей и продвигают интересы лишь
космополитических и своекорыстных элит. Достаточно вспомнить, как яростно
Дональд Трамп• Объект человек » Персоналии по алфавиту » Персоналии на Тр » Трамп, Дональд и его сторонники нападали на ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), или как настойчиво европейские
популисты демонизировали бюрократию ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз в Брюсселе• Бельгия » Населенные пункты Бельгии » Города Бельгии » Брюссель. Во времена усиливающихся
экономических тягот, социальных напряжений и угроз безопасности подобные
настроения неизбежно приобретают больше сторонников и становятся все более
массовыми.

Это означает, что мы не можем анализировать наблюдающийся кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис глобального
управления, не обращаясь к некоторым фундаментальным изменениям внутри
национальных государств• Государство » Национальное государство

• Социология » Социальная эволюция » Национальное государство

• Политология » Национальное государство
. То, что мы наблюдаем сегодня внутри многих
государств• Государство, можно охарактеризовать как долгосрочный упадок традиционных
механизмов социальной и политической• Политика » Геополитика » Международные отношения мобилизации, вызванный непрекращающимся
социальным расслоением (стратификацией) и утверждением новых средств
социальной коммуникации. Во многих странах• Государство традиционные политические партии• Политика » Политические организации » Политические партии
теряют прежнюю власть, легитимность основных государственных• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
институтов и
процедур ставится под сомнение. Старые политические• Политика » Геополитика » Международные отношения границы• Государство » Государственная граница между правыми и
левыми, консерваторами и либералами становятся все более расплывчатыми, а
новые четко обозначенные политические• Политика » Геополитика » Международные отношения границы• Государство » Государственная граница пока так не возникли. Вследствие
этих тенденций национальные государства• Государство » Национальное государство

• Социология » Социальная эволюция » Национальное государство

• Политология » Национальное государство
(особенно на Западе) все чаще
управляются очень хрупкими и неустойчивыми политическими коалициями, которые
крайне уязвимы и болезненно реагируют даже на незначительные колебания
общественных настроений и предпочтений. Разумеется, от таких политических
коалиций
трудно, если вообще возможно, ожидать последовательной и
ответственной внешней политики• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика

• Темы документов (документы) » Внешняя политика
, ориентированной на долгосрочную перспективу. В
международных, как и во внутренних делах накапливается дефицит лидерства,
приобретающий опасные масштабы. Уровень неопределенности в международных
отношениях• Политика » Геополитика » Международные отношения
продолжает расти, и существует высокая вероятность того, что эта
тенденция сохранится и в будущем.

Преемственность и перемены

Мало кто сомневается в том, что при сохранении нынешних международных
тенденций — а похоже, что в ближайшие десять лет они никуда не денутся —
мировой порядок претерпит еще более глубокие и потенциально опасные изменения,
чем мы можем себе представить сегодня. Остается только надеяться, что
некоторые основные параметры прежней системы и режимов международных отношений
все же сохранятся. С одной стороны, они по-прежнему отражают общие
универсалистские идеи и общие потребности международного сообщества• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество

• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество
, и
многосторонние платформы для их обсуждения по-прежнему необходимы, несмотря на
глубокие разногласия и многочисленные расколы в мировом сообществе• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество

• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество
. С другой
стороны, трансформация нынешнего мирового порядка по своей природе все еще
представляет собой скорее эволюционный процесс при сохранении изначального
фундамента, чем подлинную революцию, которая бы полностью разрушила старый
порядок
и установила новый. Не стоит недооценивать устойчивость ряда
многолетних международных практик, правил и даже привычек и традиций, которая
не раз давала о себе знать в течение последних двух-трех лет. Вполне вероятно,
что в мире 2035 года все еще можно будет увидеть множество черт мира образца
2024 года или даже мира 1945 года.

Однако через одиннадцать лет авторитет старых международных режимов будет
менее уважаем, а их функциональная эффективность снизится• Демография » Численность населения в том смысле, что
они (или большинство из них) могут стать просто политическими• Политика » Геополитика » Международные отношения символами уже
несуществующего единства человечества. Некоторые функциональные механизмы,
которые не смогут приспособиться к новым потребностям, дадут сбой или
распадутся, как, например, уже распались старые механизмы безопасности между
НАТО и Россией, а создание новых механизмов безопасности в Европе• Физико-географические регионы » Европа будет
сложным и длительным процессом. Трудно себе представить, что в 2035 г. мы
сможем увидеть новые хорошо развитые и формализованные системы коллективной
безопасности в таких регионах, как Северо-Восточная Азия или Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток.
Скорее всего, в обозримом будущем в мире сохранится нынешняя институциональная
усталость, которая станет серьезным препятствием на пути запуска новых
глобальных или региональных организаций.

В то же время уже существующие региональные организации и транс-региональные
механизмы, отражающие общие политические• Политика » Геополитика » Международные отношения, экономические потребности и
требования безопасности своих членов, не только выживут, но и могут стать
более активными действующими лицами, играющими наиболее заметную роль в
мировой политике и экономике• Экономика. Речь идет о таких очень различных по своей
природе организациях как БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС, ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ЕС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз, НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО

• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
, АСЕАН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ас » Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и некоторых других. Не
стоит недооценивать институциональную инерцию• Физика » Физические законы и уравнения » Закон (физика) » Инерция, накопленную давно существующими
организациями; к примеру, практически невозможно представить, как можно
распустить или даже радикально трансформировать Организацию
Североатлантического договора• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО

• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
. Напротив, весьма вероятно, что по крайней мере
некоторые из этих многосторонних организаций будут и дальше разрастаться,
принимая в свои ряды новых членов. Можно также предсказать более гибкие
механизмы принятия решений в некоторых из них, которые могут размыть красную
линию
между членством и партнерством (например, механизмы БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС+). С другой
стороны, платой за дальнейшее расширение может оказаться более сложный и
громоздкий процесс принятия решений, а также ослабление дисциплины в таких
организациях.

В отличие от универсальных механизмов ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), обладающих крайне широким мандатом,
институты, занимающиеся региональными или даже глобальными проблемами,
ориентированные на решение конкретных проблем, состоят из единомышленников и в
силу этого могут претендовать на большее внутреннее единство и большую
функциональную эффективность. Дальнейшее укрепление таких институтов способно
непреднамеренно способствовать дальнейшей фрагментации старой системы
международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений
. Иными словами, существование единого международного
порядка в 2035 г. будет скорее символическим, а роль региональных организаций
и транс-региональных механизмов станет более предметной (ориентированной на
решение конкретных задач), тогда как акцент в построении мирового порядка
сместится с крупных и комплексных многосторонних проектов на частные
ситуативные проекты с ограниченным числом заинтересованных участников. Таким
образом, мир 2035 года будет более фрагментированным, чем мир 2024 года, что
еще больше усложнит задачу справедливого распределения общемировых благ и
согласования общей стратегии развития человеческого социума.

Кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности

Важный вопрос в происходящей трансформации — как размывание мирового порядка
может повлиять на отдельные государства• Государство? Можно ли избежать дальнейшего
углубления кризиса• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности, окончательного распада социальных и
политических• Политика » Геополитика » Международные отношения институтов внутри хрупких государств• Государство в разных регионах мира?
Углубится ли нынешний разрыв между успешными и неуспешными государствами• Государство или
он останется прежним? Каково будет влияние вероятного кризиса• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис
государственности на экономический рост• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
, технический прогресс• Социология » Социальная эволюция » Производственные революции » Научно-техническая революция, окружающую
среду
и изменение климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата

• Метеорология » Климатология » Изменение климата
, на глобальную продовольственную и энергетическую
безопасность• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Энергетическая безопасность

• Безопасность » Энергетическая безопасность
, на распространение ядерного оружия• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие и других видов оружия
массового уничтожения, а также на международную миграцию• Демография » Миграция населения?

На наш взгляд, кризис• Политика » Геополитика » Международные отношения » Кризис государственности, скорее всего, продолжится, по крайней
мере, в некоторых регионах мира. К 2035 году мы увидим больше стран с
распадающейся государственностью в таких регионах, как Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток, Африка• Физико-географические регионы » Африка
или даже Южная Азия• Физико-географические регионы » Южная Азия. Национальная идентичность в некоторых из этих стран• Государство
остается очень слабой, и ощущение принадлежности к определенной нации зачастую
не такое сильное, как чувство принадлежности к племени, к региону или к
религиозной конфессии. Эти проблемы также усугубляются растущей трансграничной
миграцией населения• Демография » Миграция населения, что нередко приводит к складыванию гибридной идентичности
или параллельных идентичностей. Сегодня около 184 миллионов человек (2,3%
мирового населения• Демография » Миграция населения) живут за пределами страны• Государство своего происхождения. К 2035
году это число легко может удвоиться.

Поскольку у малых и относительно слабых стран• Государство меньше возможностей для
эффективной защиты от неконтролируемых флуктуаций внешней среды, чем у крупных
и сильных держав, они, как правило, острее ощущают последствия распада
мирового порядка. Условия их выживания и успешного развития в кризисных
условиях заметно ухудшаются. Главной задачей для них становится адаптация к
новой, преимущественно неблагоприятной для них среде с минимизацией
сопутствующих издержек. Помимо усугубления внутриполитических проблем, будут
развиваться и становиться более вероятными региональные конфликты. В мире
ближайшего будущего получат дальнейшее распространение терроризм, экстремизм и
сепаратизм, а цель искоренения бедности станет еще более труднодостижимой.

С другой стороны, готовность великих держав участвовать в государственном• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория

строительстве в отдаленных уголках земного шара, скорее всего, останется на
низком уровне. Сама идея помощи в государственном• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
строительстве была
скомпрометирована явными неудачами недавних попыток в таких странах• Государство, как
Афганистан, Ирак, Сомали• Сомали или Гаити. Многочисленные внутриполитические проблемы
в развитых странах также ограничат их возможности или готовность к масштабному
перераспределению ресурсов от глобального Севера к глобальному Югу• Политика » Геополитика » Глобальный Юг. Это может
привести к тому, что значительные территории• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг будут де-факто
исключены из системы международных связей, хотя де-юре даже самые слабые
государства• Государство останутся легитимными международными субъектами. Однако подобное
исключение их из жизни мирового сообщества• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешняя политика » Мировое сообщество

• Темы документов (документы) » Внешняя политика » Мировое сообщество
будет иметь свои пределы:
«несостоявшиеся государства» продолжат генерировать международные проблемы,
«экспортируя• Экономика » Мировая экономика » Экспорт» новые и новые волны нелегальных мигрантов• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Миграционное право » Нелегальные мигранты, трансграничной
преступности (включая наркотики• Медицина » Фармакология » Психоактивные вещества » Наркотик и торговлю людьми), загрязнение окружающей
среды• Экология » Загрязнение
и т.д.

Легко предсказать, что продолжающийся распад системы международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений
и, в частности, растущий раскол между США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китаем• Китайская Народная Республика (КНР) нанесут большой урон
мировой экономике• Экономика » Мировая экономика, техническому прогрессу• Социология » Социальная эволюция » Производственные революции » Научно-техническая революция, попыткам управления изменениями
климата, решениям глобальной продовольственной и энергетической безопасности• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Энергетическая безопасность

• Безопасность » Энергетическая безопасность
,
не говоря уже о проблемах нераспространения, региональных конфликтах и
международном терроризме. Теоретически малые государства• Государство могут извлечь
какие-то выгоды из конкуренции между США• Соединённые Штаты Америки (США) и Китаем• Китайская Народная Республика (КНР), балансируя влияние двух
экономических гигантов и получая дополнительные бонусы и преференции от
каждого из них. Однако такие выгоды, даже если они материализуются, все равно
будут перевешиваться общими потерями для мировой экономики• Экономика » Мировая экономика, которые будут
сказываться на всех участниках международной системы.

Парадокс сегодняшнего дня в том, что человечество отчаянно нуждается в более
высоком уровне управления общим мировым хозяйством• Экономика » Мировая экономика » Мировое Хозяйство, но текущие геополитические
тенденции толкают его в прямо противоположном направлении. Конкретные издержки
этих тенденций зависят от многих независимых переменных, в частности, от того,
как долго может продолжаться конфликт между Россией• Россия и Западом, и насколько
всеобъемлющим и радикальным окажется стратегическое размежевание между США• Соединённые Штаты Америки (США) и
Китаем• Китайская Народная Республика (КНР).

В любом случае в 2035 году мы должны быть готовы жить в мире с более низкими
темпами экономического роста• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
, с меньшей социальной сплоченностью в большинстве
стран мира, с более явными и разрушительными климатическими и экологическими
проблемами• Экология
, с более ожесточенной конкуренцией за природные ресурсы• Геология » Природные ресурсы и с более
явными и прямыми вызовами безопасности — как традиционными, так и
нетрадиционными. Эпоха интенсивного геополитического соперничества может
принести и некоторые неочевидные преимущества, например, ускоренная гонка в
сфере военных технологий• Высокие технологии » Оборонные технологии и технологии двойного назначения может создать новые стимулы для развития
инновационных гражданских технологий. Обострившаяся конкуренция между великими
державами могла бы дать толчок поиску новых моделей социального и
экономического развития• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
, стимулировать масштабные инвестиции• Экономика » Финансы » Инвестиции в фундаментальную
и прикладную науку на Востоке и на Западе, как это было во время холодной
войны
во второй половине XX в. И все же эти выгоды никак не уравновесят новые
проблемы и риски, связанные с фрагментацией системы глобального управления.

В этой связи критически важно, чтобы в течение следующего десятилетия
ответственные участники мировой геополитики и экономики• Экономика были в состоянии
управлять происходящей фрагментацией. Если такая фрагментация выглядит
предопределенной, то, по крайней мере, она должна стать максимально
упорядоченной и наименее болезненной для всех участников процесса, даже если
они по-прежнему будут в корне расходиться во взглядах на желаемый мировой
порядок в более отдаленной перспективе. Способны ли государственные• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
лидеры
овладеть искусством «управления фрагментацией»? Пока это неизвестно — ведь
данное искусство требует большого терпения, эмпатии, выдержки и дальновидности
тех качеств, которые всегда в дефиците в деле государственного управления• Государство.

«Большой сделки• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
» не будет

Возможно ли представить себе, что ведущие мировые игроки достигнут
стратегического соглашения об основах нового мирового порядка (договорятся о
новой «большой сделке• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
») в период между 2024 и 2035 гг.? Если да, то кто должен
участвовать в таком соглашении и в какой конкретной форме оно может быть
узаконено? Если нет, то возможно ли длительное сосуществование автономных
политических• Политика » Геополитика » Международные отношения и экономических международных подсистем (при сохранении раскола
мира по линиям «Восток — Запад» и «Север — Юг»)?

Есть, по крайней мере, две причины, по которым новая «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
» выглядит
крайне маловероятной. Прежде всего, будет практически невозможно определить,
кто должен участвовать в такой инициативе. Последняя «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
» была
заключена в 1945 г. пятью великими державами-победительницами, которые
согласились создать Организацию Объединенных Наций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН). Несмотря на разногласия по
многим вопросам, им все же удалось достичь приемлемого компромисса. Отчасти
это произошло потому, что их было всего пять, и они во многом были готовы
принять общие, пусть и не идеальные для каждой из них по отдельности, правила
игры. В наши дни трудно представить, чтобы небольшая группа стран• Государство (например,
пятерка постоянных членов СБ ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) » Совет Безопасности ООН

• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Со » Совет Безопасности ООН
P5 или двадцатка G20• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бо » Большая двадцатка) принимала решения по
фундаментальным аспектам глобального управления в отсутствие и от имени других
международных игроков — как государственных• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Территория

• Государство » Законы и право » Земельное право » Территория

• Государство » Законы и право » Теория государства и права » Отрасль права » Земельное право » Территория
, так и негосударственных. Такие
решения, если они будут приняты, очевидно, не будут признаны легитимными, так
что их конкретное полноценное исполнение едва ли можно обеспечить. С другой
стороны, трудно представить себе «большую сделку• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
», согласованную всеми 193
членами ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) при поддержке сотен частных корпораций, институтов гражданского
общества
и других международных игроков. Если это так маловероятно сегодня, то
как это может стать более вероятным в 2035 г., когда глобальная политика и
экономика• Экономика, насколько можно судить, станут еще более сложными и многомерными?

На самом деле, при нынешних обстоятельствах в обозримом будущем будет очень
сложно выявить безусловного гегемона или даже группу гегемонов в
складывающемся мире, и в этом заключается главное отличие текущей эпохи от
прошлой истории. Другими словамимы не можем ожидать больших исторических
сделок• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
, поскольку времена изменились, и условия для глобальных договоренностей
уже не те, какими они были в прошлом столетии. Новый мировой порядок придется
выстраивать в условиях отсутствия очевидного для всех гегемона (даже
традиционное понимание определения «великой державы» в 2035 г., скорее всего,
будет подвергаться серьезной ревизии), а это значит, что не должно возникнуть
ситуации, когда такой безусловный гегемон устанавливает правила, а остальной
мир лишь пассивно принимает их. Теперь речь может идти о компромиссах, которые
достигаются в ходе многосторонних консультаций между рядом равноправных
международных игроков. Именно здесь кроется наибольшая сложность, поскольку
этот подход потребует от основных игроков принятия друг друга как политически
равных партнеров, признания существования самоценных и самодостаточных
цивилизаций• Китайская Народная Республика (КНР) и обслуживающих цивилизации• Китайская Народная Республика (КНР) идеологических систем, представленных
конкретными странами• Государство. Такой подход потребует от основных игроков согласия с
правами друг друга на участие в построении мирового порядка, а также
достижения компромисса в отношении разных базовых идей и правил, касающихся
нового мирового порядка. Можно достаточно уверенно прогнозировать, что
решительный прорыв по всем этим направлениям в ближайшем будущем маловероятен.

Кроме того, в исторической ретроспективе большие сделки• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
заключались после
масштабных международных конфликтов, которые позволяли зафиксировать и
измерить новый баланс сил в системе международных отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений. Так было после
Тридцатилетней войны (Вестфальская система), Наполеоновских войн (Венский
концерт), Первой мировой войны• История России » Российская империя » Первая мировая война (Версальская система) и Второй мировой войны
(Ялтинско-Потсдамская система). Однако сегодня прямой военный конфликт• Военные конфликты между
основными участниками международных отношений практически неизбежно перерастет
в глобальную ядерную войну• Военные конфликты » Война, которую никто не может себе позволить. Поэтому
вместо традиционных континентальных или даже глобальных военных конфликтов• Военные конфликты для
проверки меняющегося баланса сил крупные игроки используют различные
заменители и суррогатыпрокси-войны• Военные конфликты » Война, гибридные войны• Военные конфликты » Гибридная война, экономические войны,
технологические войны• Военные конфликты » Война и т.д. Плюс таких заменителей в том, что они позволяют
контролировать риски и ограничивать издержки противостояния, а минус в том,
что они не позволяют точно измерить изменения баланса сил. Прокси- и гибридные
войны• Военные конфликты » Гибридная война
могут длиться долго, не определяя окончательного победителя. А в
отсутствие последнего никакая «большая сделка• Экономика » Бизнес » Сделка

• Государство » Законы и право » Гражданское право » Сделка
» не возможна. Очень
маловероятно, что к 2035 г. ситуация в мире изменится каким-либо радикальным
образом; напротив, есть основания полагать, что в следующем десятилетии общий
спектр доступных для основных игроков прокси- и гибридных войн• Военные конфликты » Гибридная война значительно
расширится. Таким образом, наступление «момента истины» в мировых делах может
откладываться на неопределенное будущее.

Если это предположение верно, то это значит, что все мы будем жить в
раздробленном мире в течение длительного времени. В этой связи было бы очень
желательно сохранить хотя бы некоторые области действительно глобального, а не
регионального сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, охватывающие относительно нетоксичные, но тем не
менее критически важные сферы, такие как чувствительные технологии,
биоразнообразие, управление ресурсами и т.д. Однако в наши дни даже такие,
казалось бы, технические вопросы, как ИИ, ГМО• Биотехнология » Генетическая инженерия, общественное здравоохранение и
изменения климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата

• Метеорология » Климатология » Изменение климата
, неизбежно приобретают политический• Политика » Геополитика » Международные отношения окрас и используются
крупными игроками для попыток получения преимуществ перед своими оппонентами.
Политизация вопросов сохранения глобального достояния и расширенного
воспроизводства всеобщих благ неизбежно поставит жесткие рамки для
по-настоящему глобального сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность в раздробленном и фундаментально
нестабильном мире. Продвинутое многостороннее сотрудничество• Экономика » Совместная деятельность в воспроизводстве
общественных благ• Экономика » Микроэкономика крайне желательно и даже жизненно необходимо, но, скорее
всего, оно возникнет уже за горизонтом 2035 г.

«Проектный» подход к многостороннему сотрудничеству• Экономика » Совместная деятельность

Возможно ли восстановить приемлемый уровень глобального и регионального
управления «снизу вверх», то есть через набор тактических, ситуативных,
транзакционных соглашений по отдельным и конкретным вопросам? Если да, то
какие вопросы будут наименее токсичными и наиболее перспективными в ближайшем
и более отдаленном будущем? Каким образом подобные соглашения могут перерасти
в нечто более стратегическое, долгосрочное и всеобъемлющее?

Можно использовать два подхода, когда речь идет о глобальном управлении:
«сверху вниз» и «снизу вверх». Подход «сверху вниз» предполагает сначала
достижение консенсуса на макроуровне, определение основных концепций, идей,
ценностей, рамок, механизмов и т.д., а затем продвижение и принятие конкретных
мер на этой согласованной основе. Подход же «снизу вверх» заключается в
избегании споров по концепциям, ценностям и идеологиям в отсутствии
макро-консенсуса и в содействии поэтапному развитию глобального управления от
низкого уровня к высокому посредством прагматичного сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность по
конкретным вопросам.

Самый идеальный способ — это синхронизация и координация подходов «сверху
вниз» и «снизу вверх». Однако в ситуации, когда крупные державы решительно
противостоят друг другу, будет проблематично достигнуть консенсуса по их
расходящимся концепциям, идеям, ценностям и внешнеполитическим доктринам• Политика » Геополитика » Международные отношения » Внешнеполитическая доктрина.
Поэтому, не отказываясь от задачи продвижения глобального управление на
стратегическом уровне, в сложившихся условиях целесообразно взять в качестве
основы для прорыва подход «снизу вверх», чтобы, накапливая достижения в
сотрудничестве• Экономика » Совместная деятельность по конкретным вопросам, продвигать при этом глобальное
управление во все больших масштабах и на все более высоком уровне.

Подход «снизу вверх» к восстановлению глобального управления имеет ряд
очевидных недостатков и потенциальных проблем. Во-первых, узко определенные
темы оставляют мало места для компромиссов, поскольку стороны не могут ожидать
друг от друга, что на уступки в одной области им ответят взаимностью в другой,
или что в какой-то неопределенный момент в будущем в их отношении партнерами
также будет проявлена добрая воля (то, что в теории международных отношений
называют «диффузной взаимностью»). Во-вторых, подход «снизу вверх» слишком
медленно укрепляет доверие между сторонами, поскольку при этом обычно не
затрагиваются основные вопросы безопасности или развития, а главное внимание
уделяется относительно мелким, преимущественно техническим и второстепенным
вопросам. В-третьих, такой подход редко привлекает внимание общественности,
поэтому при его использовании нелегко будет добиться широкой общественной
поддержки тактических и технических соглашений, которые он может обеспечить.

Тем не менее некоторые из недостатков этого подхода можно рассматривать и как
потенциальные сравнительные преимущества. Как правило, небольшие и поэтапные
соглашения могут не попадать в поле политических• Политика » Геополитика » Международные отношения радаров, и для них не нужны
громоздкие и политически сложные процедуры ратификации. Чем более технический
характер носит вопрос, тем более активная роль в его решении отводится
экспертам, что увеличивает их независимость от политиков. Кроме того, как мы
хорошо знаем из истории, увязки не всегда являются положительным фактором в
переговорном процессе; во многих случаях увязка одной проблемы с другой вносит
дополнительные сложности в переговорный процесс и задерживает достижение
взаимоприемлемого соглашения.

Если рассматривать наиболее перспективные тематические приоритеты для такого
подхода к перестройке глобального управления «снизу вверх» в период с 2024 по
2035 гг., имеет смысл сосредоточиться на трех важнейших направлениях.
Во-первых, это общие угрозы безопасности (например, распространение ядерного
оружия• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие
и другого ОМУ• Оружие » Оружие массового уничтожения » Ядерное оружие » Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения, международный терроризм, высокотехнологичная
преступность). Во-вторых, это вызовы, связанные с новыми чувствительными
технологиями (ИИ, кибер- и биотехнологии• Биотехнология, управление Интернетом, ГМО• Биотехнология » Генетическая инженерия и
молекулярная инженерия). В-третьих, можно сосредоточиться на сложных
отношениях
между человеком и окружающей средой (изменение климата• Политика » Геополитика » Международные отношения » Направления международного сотрудничества » Изменение климата

• Метеорология » Климатология » Изменение климата
,
биоразнообразие и защита окружающей среды, управление ресурсами и переход к
устойчивому развитию). Во всех этих трех областях следует начинать с
относительно небольших, постепенных шагов, а затем переходить к более
комплексным и потенциально более политически противоречивым аспектам
глобального управления.

Удастся ли достичь существенного прогресса в какой-либо из этих широко
определенных областей к 2035 году? Этот вопрос остается открытым. Для каждой
проблемы характерно уникальное сочетание заинтересованных сторон, движущих сил
назревших перемен, политических• Политика » Геополитика » Международные отношения и технических препятствий, механизмов
реализации и проблем с проверкой и контролем. У каждого направления своя
логика, своя динамика, своя инерция• Физика » Физические законы и уравнения » Закон (физика) » Инерция, хотя, в конечном счете, все они
взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому любые успехи или неудачи в одной
области окажут значительное влияние на две другие.

С другой стороны, кажется, что, по крайней мере, в некоторых из
вышеперечисленных болезненных проблем мир на самом деле приближается к точке
невозврата, за которой мы просто утратим способность вернуть негативные
тенденции под контроль человечества. Возможно, наиболее правильным подходом
было бы сосредоточиться на тех угрозах и опасностях, которые нельзя
откладывать до 2035 года, хотя достижение консенсуса по короткому списку таких
приоритетов уже сейчас представляет собой довольно сложную задачу.

Выводы для России и Китая• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• История России » История политики России » Российско-китайские отношения

Что приведенные выше соображения означают для России и Китая• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• История России » История политики России » Российско-китайские отношения
? Какую роль может
сыграть каждая из этих двух стран• Государство в формировании нового мирового порядка,
основанного на изменении баланса сил в мире, а также объективных ресурсных,
демографических, технологических и других ограничениях? Существуют ли сферы, в
которых Россия и Китай• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• История России » История политики России » Российско-китайские отношения
обладают сравнительными преимуществами, позволяющими им
претендовать на глобальное лидерство? Как можно реализовать эти преимущества
на практике?

Если мы говорим о России• Россия в 2035 г., то можно предположить, что к этому времени
конфликт на Украине так или иначе уже завершится, и будет достигнуто некое
новое соглашение между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и «коллективным Западом». Выстраивание новых
отношений будет медленным, поэтапным и не приведет к восстановлению той модели
взаимодействия, которая существовала в первые два десятилетия нынешнего
столетия. Есть вероятность того, что даже в 2035 г. некоторые из санкций США• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международное право » Международно-правовые санкции » Санкции США и
ЕС, введенных• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ев » Евросоюз против Москвы• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва в 2022–2024 гг., все еще будут действовать.
Выстраивая новую модель отношений, стороны, вероятно, смогут почерпнуть больше
из опыта холодной войны второй половины ХХ века, чем из наследия начала XXI
столетия
. Разворот России• Россия в направлении Азии продолжится и дальше, даже если
удастся избежать прямого военного столкновения с НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО

• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
и восстановить
определенный уровень сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность с Западом. В то же время Россия• Россия продолжит
активно использовать возможности, открывающиеся в других динамично
развивающихся регионах мира, включая Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток, Африку• Физико-географические регионы » Африка и Латинскую
Америку• Физико-географические регионы » Латинская Америка
.

Географическая диверсификация представляется особенно важной в силу того, что
к 2035 году Россия• Россия должна будет найти свое место в новой системе международных
отношений• Политика » Геополитика » Международные отношения » Системы международных отношений
, которая будет сильно отличаться от той, которую мы видим сегодня. В
частности, Россия• Россия должна будет обеспечить себе место в мировой экономике• Экономика » Мировая экономика в
ходе и после завершения четвертой промышленной революции. Нынешняя роль России• Россия
как ключевого поставщика углеводородных ресурсов и других видов сырья вряд ли
сохранится через десять – пятнадцать, а тем более — через двадцать – двадцать
пять лет. Мировое потребление нефти может достичь пика в начале 2030-х гг. или
даже раньше, в то время как мировой спрос на газ• Экономика » Финансы » Товарные рынки » Рынок газа

• Энергетика » Углеводородная энергетика » Рынок газа
достигнет своего апогея
примерно на пять-семь лет позже. Москва• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва может столкнуться с серьезными
проблемами при попытке сохранить свою нынешнюю долю на мировых рынках• Экономика » Мировая экономика » Мировой рынок
вооружений• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов

• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов
или космических запусков, где многие новички будут агрессивно
бороться за новые контракты. Это предполагает необходимость глубоких изменений
не только во внешнеэкономической стратегии• Политика » Геополитика » Международные отношения » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

• Экономика » Мировая экономика » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

• Экономика » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

• Торговля » Международная торговля » Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)
России• Россия, но и в общей стратегии
модернизации• Экономика » Военная экономика » Оборонная промышленность » Производство оружия и боеприпасов

• Обрабатывающие производства » Производство машин и оборудования » Производство оружия и боеприпасов
страны• Государство, которая должна все дальше отходить от существующей
модели, основные параметры которой исторически сложились в принципиально иных
внешних условиях начала 2000гг. К такому переходу Москву• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва будут подталкивать
и долгосрочные демографические проблемы• Демография » Демографические проблемы, которые не исчезнут в 2035 г.

Одним из сценариев российского• Россия экономического развития• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
к 2035 г. и в
последующие годы может стать позиционирование России• Россия как «зеленой страны• Государство», то
есть основной упор может быть сделан на сохранении природы, защите окружающей
среды
и «зеленом производстве». Учитывая огромные размеры страны• Государство, обилие
разнообразных природных ресурсов• Геология » Природные ресурсы и сохраняющиеся неосвоенные пространства,
Россия• Россия может оказаться в выгодном положении в многолюдном и скученном мире
2035 года. В то же время Россия• Россия может продемонстрировать свои сравнительные
преимущества
в некоторых областях фундаментальной и прикладной науки, высшего
образования
, общественного здравоохранения и городского планирования. Ключевой
задачей во всех этих областях будет максимальное раскрытие творческого
потенциала российского общества и удержание в стране• Государство лучших и самых ярких умов
в условиях острой международной конкуренции за человеческий капитал.

Наконец, вместе с другими великими державами Россия• Россия могла бы выполнять функции
международного гаранта безопасности, исходя из того, что эти функции будет
крайне востребована в нестабильном и непредсказуемом мире 2035 г. Эти функции
могут распространяться на часть постсоветского пространства• Физико-географические регионы » Постсоветское пространство и на другие
регионы мира, такие как Ближний Восток• Физико-географические регионы » Ближний Восток и Африку• Физико-географические регионы » Африка. В идеале такое взаимодействие
должно происходить под эгидой ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), но, как уже отмечалось ранее, эффективность
ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) вряд ли значительно возрастет к 2035 году, поэтому договоренности о
безопасности между Москвой• Россия » Регионы России » Субъекты Российской Федерации » Города федерального значения России » Москва и ее партнерами, скорее всего, будут осуществляться
на основе соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений. Можно
сделать вывод, что в ближайшем будущем международный авторитет России• Россия будет
зависеть от способности страны• Государство вносить свой вклад в воспроизводство различных
глобальных общественных благ• Экономика » Микроэкономика и позиционировать себя как надежного и
предсказуемого международного партнера.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе международная обстановка, в которой
оказался Китай• Китайская Народная Республика (КНР), вероятно, станет более сложной, а международные вызовы, с
которыми он сталкивается, — более серьезными. В будущем динамика отношений
между великими державами изменится, и позиции в тандемах Россия• РоссияСША• Соединённые Штаты Америки (США) и Китай• Китайская Народная Республика (КНР)
США• Соединённые Штаты Америки (США) в американской дипломатии могут поменяться местами. После окончания
войны на Украине Россия• Россия может перестать быть «самой прямой и явной угрозой»
для США• Соединённые Штаты Америки (США), а отношения России• Россия с Западом перестанут быть такими напряженными, как
сегодня. В то же время отношения с Китаем• Китайская Народная Республика (КНР) станут самым непосредственным
объектом внимания Соединенных Штатов• Соединённые Штаты Америки (США). Это не означает, что отношения России и
США
станут дружественными, а отношения Китая• Китайская Народная Республика (КНР) и США• Соединённые Штаты Америки (США) непременно ухудшатся, а
лишь то, что отношения России и США будут относительно менее сложными для
американской дипломатии, а отношения Китая• Китайская Народная Республика (КНР) и США• Соединённые Штаты Америки (США) станут наиболее заметным
вызовом для американцев• Соединённые Штаты Америки (США) » Население США. Это означает, что США будут• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Пр » Правительство США

• Соединённые Штаты Америки (США) » Государственное устройство США » Правительство США

• Государство » Государственное устройство США » Правительство США
уделять больше внимания и
выделять больше ресурсов для Азиатско-Тихоокеанского региона• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
, энергичнее
продвигать возглавляемые Соединенными Штатами• Соединённые Штаты Америки (США) эксклюзивные механизмы политики,
безопасности
и экономики• Экономика с целью стратегического сдерживания Китая• Китайская Народная Республика (КНР). В то же
время деятельность НАТО• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на на » НАТО

• Политика » Геополитика » Военно-политические блоки » НАТО
распространится и на Азиатско-Тихоокеанский регион• Физико-географические регионы » Тихоокеанский регион » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)

• Моря, заливы, проливы » Океаны » Тихий океан » Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC)
,
так что условия для стратегической безопасности Китая• Китайская Народная Республика (КНР) станут менее
благоприятными. А накал страстей в горячих точках, таких как Южно-Китайское
море• Моря, заливы, проливы » Моря » Южно-Китайское море
, Тайваньский пролив и Северо-Восточная Азия не только не снизится• Демография » Численность населения, но
может стать еще более жарким, достигнув состояния, при котором нельзя
исключать прямые конфликты и противостояния.

Однако роль Китая• Китайская Народная Республика (КНР) в построении мирового порядка будет лишь усиливаться,
поскольку будет расти его международное влияние и авторитет. Темпы
экономического роста• Экономика » Макроэкономика » Экономический рост

• Экономика » Экономические показатели » Экономический рост
Китая• Китайская Народная Республика (КНР) могут то ускоряться, то замедляться, но его
положение как одной из самых могущественных стран• Государство в мире с точки зрения
общенациональной мощи не поколеблется. Можно нередко услышать предсказания
экспертов о том, как скоро Китай• Китайская Народная Республика (КНР) обгонит США• Соединённые Штаты Америки (США) и станет крупнейшей экономикой• Экономика
мира, но Китай• Китайская Народная Республика (КНР) не ставит перед собой такой цели развития как обогнать или
превзойти США• Соединённые Штаты Америки (США). У Китая• Китайская Народная Республика (КНР) есть свои потребности в развитии и своя траектория,
которой он придерживается. Самое главное — продолжать двигаться вперед, чтобы
страна• Государство все время усиливалась для удовлетворения растущих потребностей своего
населения• Демография » Миграция населения.

Китайское• Китайская Народная Республика (КНР) «лицо» в построении мирового порядка будет более самобытным по мере
того, как его участие будет активизироваться. Страна• Государство будет готова продвигать
собственное видение, делиться своими планами, предоставлять больше ресурсов и
играть более заметную роль в мире. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) уже выдвинул собственные
концептуальные идеи, в которых «сообщество единой судьбы» рассматривается как
общая основа или каркас, а Глобальная инициатива развития, а также Глобальная
инициатива в сфере безопасности и Глобальная цивилизационная инициатива
(создание гармоничного и взаимосвязанного мира) видятся ее вспомогательными
частями. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) рассматривает этот вопрос в глобальной перспективе и
ориентируется на формирование гармоничного и единого международного порядка и
эффективных механизмов глобального управления.

Императивы сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность

Сегодня, когда рушится прежний мировой порядок, а новый еще не сформировался,
российско-китайское сотрудничество• Политика » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• Россия » Политика России » Внешняя политика России » Российско-китайские отношения

• История России » История политики России » Российско-китайские отношения
должно осуществляться в конструктивном
ключе, ориентироваться на стабилизацию. Оно должно быть нацелено на
исправление всего нерационального и несправедливого в нынешнем мировом порядке
с помощью новых конструкций, а не на радикальное и безоговорочное разрушение
прежнего порядка и существующих механизмов целиком, без оглядки на возможные
неблагоприятные последствия подобных действий.

Как два постоянных члена Совета Безопасности ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН), Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия несут
серьезную ответственность за сохранение Организации Объединенных Наций• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН)
самого широкого, представительного многостороннего механизма в мире — и должны
стремиться адаптировать ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) к происходящим в мире переменам путем рациональных
реформ, восстановить авторитет этой всемирной организации, повысить ее
эффективность и вернуть ей центральную роль в мировой политике. Даже если
эффективность системы ООН• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Оо » Организация Объединенных Наций (ООН) в обозримом будущем останется относительно
невысокой, постоянная упорная работа в этой системе очень важна для будущего
мирового порядка.

Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия как представители глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг или его партнеры, должны
работать вместе с ним над построением мирового порядка и системы глобального
управления. Глобальный Юг• Политика » Геополитика » Глобальный Юг не является единым целым и не имеет четкого
определения, он внутренне разнообразен и у разных его стран• Государство нет абсолютно
одинаковых устремлений, поэтому нельзя ожидать, что будет сформирован некий
монолитный механизм сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, представляющий интересы этой большой и
разнородной группы стран• Государство. Однако в течение ближайшего десятилетия вполне
возможно формирование многоуровневых, многодисциплинарных и разноформатных
режимов сопряжения приоритетов отдельных стран• Государство глобального Юга• Политика » Геополитика » Глобальный Юг, своего рода
сети многостороннего взаимодействия стран• Государство глобального большинства, в которой
одни механизмы безопасности и развития будут страховать другие.

Изначально ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС были платформами для политического• Политика » Геополитика » Международные отношения, экономического,
гуманитарного сотрудничества, а также сотрудничества в сфере безопасности
между их странами• Государство-участницами, но по мере расширения и развития этих
институтов их функции стали расширяться, а их влияние на международный порядок
и глобальное управление будет и дальше возрастать. С одной стороны, эти два
проекта уже привлекли• Экономика » Финансы » Финансовый рынок немалое число участников, но их членство будет дальше
разрастаться, имея транс-региональный или даже глобальный масштаб. Они уже
широко представлены как источники новых норм, процедур и моделей
сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность как в политической• Политика » Геополитика » Международные отношения, так и в экономической сферах. С другой
стороны, это также механизмы сотрудничества• Экономика » Совместная деятельность, состоящие из стран• Государство с разными
политическими системами• Политика » Политические системы, идеологиями, религиями и цивилизациями• Китайская Народная Республика (КНР), поэтому их
практика также является ценным источником знаний для построения международного
порядка и системы глобального управления. Китай• Китайская Народная Республика (КНР) и Россия• Россия — основные участники
этих двух объединений, поэтому в своих подходах к развитию ШОС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Ша » Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС• Объект организация » Организации по алфавиту » Организации на Бр » БРИКС обе
страны• Государство должны уделять все больше внимания задачам строительства нового
мирового порядка и системы глобального управления.

Источник:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mir-v-2035-godu-vniz-po-lestnitse-vedushchey-vverkh/

============= Итог: 29,4531 ; Политика#Геополитика#Всемирная торговая организация (ВТО) 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО#Брюссель 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО #Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО#Евросоюз 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО#Украина 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО #Соединённые Штаты Америки (США) 17,9133 ; Политика#Геополитика#Военно-политические блоки#НАТО#Россия 9,7266 ; Политика#Геополитика#Глобальный Юг#Ближний Восток 9,1258 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Кризис 8,3727 ; Политика#Политика России#Внешняя политика России #Российско-китайские отношения#Китайская Народная Республика (КНР) 6,4258 ; Политика#Геополитика#Международные отношения #Системы международных отношений 6,4258 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Внешнеполитическая доктрина 6,1629 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Международное право #Территория 5,9129 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Внешняя политика #Мировое сообщество 4,3379 ; Политика#Геополитика#Международные отношения #Направления международного сотрудничества#Энергетическая безопасность 3,9629 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Международная торговля #Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) 3,4189 ; Политика#Геополитика#Международные отношения #Направления международного сотрудничества#Изменение климата #Глобальное потепление#Экология 3,1406 ; Политика#Политические системы 2,9814 ; Политика#Геополитика#Международные отношения#Международное право #Миграционное право#Нелегальные мигранты 2,3203 ; Политика#Политические организации#Политические партии 7,8781 ; Экономика#Финансы#Товарные рынки#Рынок газа#Европа 7,1813 ; Экономика#Мировая экономика#Мировой рынок 7,1813 ; Экономика#Мировая экономика#Мировое Хозяйство 6,8125 ; Экономика#Совместная деятельность 6,3563 ; Экономика#Экономические показатели#Экономический рост 6,0563 ; Экономика#Финансы#Инвестиции 6,0062 ; Экономика#Бизнес#Сделка 5,8125 ; Экономика#Валовой национальный продукт 5,8125 ; Экономика#Микроэкономика 5,7812 ; Экономика#Мировая экономика#Экспорт 4,0281 ; Экономика#Военная экономика#Оборонная промышленность #Производство оружия и боеприпасов 3,5781 ; Экономика#Финансы#Товарные рынки#Рынок продовольствия 3,5781 ; Экономика#Финансы#Финансовый рынок#Рынок ценных бумаг 8,3656 ; Государство#Государственное устройство США#Правительство США #Трамп, Дональд 6,3312 ; Государство#Национальное государство 4,7313 ; Государство#Государственная граница 4,8406 ; Оружие#Оружие массового уничтожения#Ядерное оружие #Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения 4,7000 ; Демография#Миграция населения 3,7000 ; Демография#Численность населения 2,5000 ; Демография#Демографические проблемы 3,6500 ; Военные конфликты#Война 2,5500 ; Военные конфликты#Гибридная война 3,8000 ; Финансовый кризис 2,9813 ; Медицина#Физиология человека#Рост человека 2,7812 ; Медицина#Эпидемиология#Пандемия #Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 2,8563 ; Физика#Физические законы и уравнения#Закон (физика)#Инерция 2,7000 ; Высокие технологии #Оборонные технологии и технологии двойного назначения 30,9375 ; Россия#Организация Объединенных Наций (ООН) 30,9375 ; Россия#Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) 30,9375 ; Россия#Арктический совет 30,9375 ; Россия#Совет Безопасности ООН 30,9375 ; Россия#БРИКС 30,9375 ; Россия#Рынок газа 30,9375 ; Россия#НАТО 30,9375 ; Россия#Российско-китайские отношения 2,7555 ; Россия#Регионы России#Субъекты Российской Федерации #Города федерального значения России#Москва 29,3875 ; Китайская Народная Республика (КНР) #Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 29,3875 ; Китайская Народная Республика (КНР) #Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) 3,6336 ; Китайская Народная Республика (КНР)#География Китая #Населенные пункты Китая#Города Китая#Пекин 24,8750 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Правительство США 24,8750 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Санкции США 24,8750 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Великобритания 10,0687 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Государственное устройство США #Правительство США#Трамп, Дональд 7,9375 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Население США 6,5719 ; Соединённые Штаты Америки (США)#Населенные пункты США#Города США #Вашингтон 4,9750 ; Физико-географические регионы#Ближний Восток#Глобальный Юг 4,9750 ; Физико-географические регионы#Ближний Восток#Африка 3,3750 ; Физико-географические регионы#Постсоветское пространство 3,3750 ; Физико-географические регионы#Южная Азия 3,3750 ; Физико-географические регионы#Латинская Америка 3,2000 ; Великобритания#Выход Великобритании из Европейского Союза 2,7000 ; Сомали

============= Объекты: персоналии Трамп, Дональд Избранный президент США оквэд Производство оружия и боеприпасов организации Арктический совет Россия (1996-***) Соединённые Штаты Америки (США) (1996-***) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) БРИКС Китайская Народная Республика (КНР) Россия Большая двадцатка Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Организация Объединенных Наций (ООН) Всемирная торговая организация (ВТО) Геополитика Евросоюз НАТО Военно-политические блоки Организация Объединенных Наций (ООН) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Европа Правительство США Государственное устройство США Соединённые Штаты Америки (США) Совет Безопасности ООН Организация Объединенных Наций (ООН) Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) Россия тип_поселения Брюссель город Вашингтон город Москва город

============= Географические объекты: 1 6.183333333,47.000000000 Сомали 2 32.800000000,103.083333333 Китайская Народная Республика (КНР) 3 50.846666667,4.352500000 Бельгия#Населенные пункты Бельгии#Города Бельгии#Брюссель 4 51.507500000,-0.128888889 Великобритания 5 12.188333333,113.226388889 Моря, заливы, проливы#Моря#Южно-Китайское море 6 49.483333333,30.833333333 Украина 7 40.000000000,-100.000000000 Соединённые Штаты Америки (США) 8 39.933333333,116.400000000 Китайская Народная Республика (КНР)#География Китая #Населенные пункты Китая#Города Китая#Пекин 9 55.755555556,37.617500000 Россия 10 38.895277778,-77.036666667 Соединённые Штаты Америки (США)#Населенные пункты США #Города США#Вашингтон 11 55.755555556,37.617500000 Россия#Регионы России#Субъекты Российской Федерации #Города федерального значения России#Москва

============= Связи: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) # ассоциации-4 # Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) Африка # ассоциации-4 # Ближний Восток Ближний Восток # ассоциации-4 # Глобальный Юг Брюссель # ассоциации # Евросоюз Великобритания # ассоциации-4 # Соединённые Штаты Америки (США) Великобритания # ассоциации # Евросоюз Великобритания # ассоциации # Всемирная торговая организация (ВТО) Великобритания # ассоциации 2016/07-*** # Выход Великобритании из Европейского Союза Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) # ассоциации # Трамп, Дональд Европа # ассоциации # Евросоюз Европа # ассоциации-4 # Рынок газа Китайская Народная Республика (КНР) # ассоциации-4 # Российско-китайские отношения Китайская Народная Республика (КНР) # ассоциации # Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) Китайская Народная Республика (КНР) # ассоциации # Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) Китайская Народная Республика (КНР) # ассоциации # Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) НАТО # ассоциации-4 # Брюссель НАТО # ассоциации # Евросоюз НАТО # ассоциации # Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Организация Объединенных Наций (ООН) # ассоциации-4 # Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Пандемия # ассоциации # Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Правительство США # ассоциации # Евросоюз Правительство США # ассоциации # Трамп, Дональд Россия # ассоциации-4 # Китайская Народная Республика (КНР) Россия # ассоциации # НАТО Россия # ассоциации-4 # Организация Объединенных Наций (ООН) Россия # ассоциации-4 # Российско-китайские отношения Россия # ассоциации # Евросоюз Россия # ассоциации # Совет Безопасности ООН Россия # ассоциации-4 # Рынок газа Соединённые Штаты Америки (США) # ассоциации # НАТО Соединённые Штаты Америки (США) # объект-география # Вашингтон Соединённые Штаты Америки (США) # ассоциации # Евросоюз Соединённые Штаты Америки (США) # ассоциации # Всемирная торговая организация (ВТО) Соединённые Штаты Америки (США) # ассоциации # Санкции США Украина # ассоциации-4 # Соединённые Штаты Америки (США) Украина # ассоциации-4 # НАТО Украина # ассоциации # Евросоюз Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) # ассоциации # БРИКС Экология # ассоциации # Глобальное потепление


Copyright © 2007-2024 ООО «RelTeam»